О божественных тайнах и о духовной жизни

28. Пост, молитва и прочее известны всем и легки для всех, хотя в своем месте не премину я указать на помощь, происходящую от этих деланий>, а также от тех, которые многим кажутся незначительными.98 Хотя некоторыми из них частично обладают все, кто заботится о своем спасении,99 однако, поскольку не знают они причины необходимости> совершения их, к плодам их не всякий близок. И особенно - поскольку не сознают они даже ту значимость,100 которую должны они придавать тому, что исполняют; ведь нет у них порядка, и равномерность в исполнении этого не обретается, и нет у них меры,101 и не хватает им времени, и делание их> неумеренно и непостоянно.

29. Что более немощно, чем капли воды? Но не они ли благодаря продолжительности и постоянству даже камни подтачивают и глубокие отверстия в крепких скалах проделывают? Так и постоянное служение: даже если оно незначительно,102 благодаря постоянству собирает оно великие сокровища.

30. Теперь покажу я тебе легкое правило, полезное для немощного: благодаря ему легко преуспевает человек, а наслаждения, которое рождается от него весьма скоро, достаточно для того, чтобы привести разум к постоянному соблюдению> его, так что без принуждения и спокойно можешь ты исполнять служение его с ревностью.

31.

Тогда свет, который получишь ты от этих двух деланий>, воссияет в тебе для наслаждения души твоей. И усладительной станет для тебя молитва благодаря чтению, и будешь ты снова озарен в чтении посредством ключей молитвы. Ибо в молитве открывается перед разумом дверь прозрений, а они, в свою очередь,106 благодаря восхитительности своей, возбуждают снова желание молиться,107 в соответствии с созерцанием, происходящим> от них.

32. Ибо молитва, которая пробуждается благодаря созерцанию, необычна: сильно связывает она разум, так что он становится> собранным108 и без усилия порождает молитвы жаркие и чистые. Не всегда способен человек устоять перед силой прозрений или свободно пользоваться чувствами своими,109 ибо много раз случается, что> слишком сильны они110 для того, чтобы человек мог обратиться к себе и начать молитву.111 Ибо весьма часто не остается силы в душе обратиться к чувствам и оперировать ими, или пользоваться телом естественным способом,112 ибо побеждена она мощью изумления. Но не так обстоит дело> со всеми прозрениями. Есть прозрения, порождающие молитву, а есть порождающие тишину. Кто испытал эти состояния>, поймет различия между ними>.113

33. Итак, брат мой, если более высокое невозможно для нас>, будем действовать так, как я сказал, постоянно вставая114 с места нашего - сверх седмерицы служб>, установленной из-за немощи тела.115 Не будем уклоняться от этого, получив вспоможение,116 ибо праздность порождает смерть, даже в немощи.117

34. Таким образом, как написал я выше, много раз падай на лицо твое возле седалища твоего. Если книга в руках твоих, или какое-либо рукоделье,118 отложи их и пади на лицо твое и усердно помолись.119 Пусть будет это правилом твоим в течение всей жизни твоей, на всяком месте и во всякой> местности, на которых окажешься ты - будь то в пустыне, или где-то в населенном пункте>, когда ты наедине> с собой.120 По ничтожеству своему не способен я указать тебе на то, что родится для тебя из этого, даже если напишу десять тысяч сочинений на эту тему>.121

35. Не из страха совершаем мы телесные труды наши и соблюдаем> трезвение души нашей, но потому, что знаем: телесный покой удаляет нас от Бога, а разум наш удаляет он от того> размышления о Нем, от которого рождается любовь к Нему122 в душе нашей.

36. Ненавистна нам также рассеянность, и избегаем мы беседы123 с прекрасными и возлюбленными братьями нашими - не потому, что мы гнушаемся ими, и не потому, что они не лучше нас, - ведь каждый день прибегаем мы к их молитве, - но потому, что лишаемся мы наслаждения в Господе нашем, постоянно пребывая с людьми. Ибо одиночество соединяет нас с Богом. Ибо именно поэтому, а не из страха перед гееннскими казнями соблюдаем мы правила, заботимся о них и старательно исполняем их, но потому что в них заключается> собеседование с Богом, и память о Нем устанавливают они в нас. Ибо все, что ради Него [и во имя Его]124 [...] благодаря воспоминанию возвышаемся мы к Нему. Постоянное памятование о Нем порождается в нас постоянным памятованием о частностях,125 а именно о том, что не должны мы без уважительных причин126 оставлять время молитвы>; если же случайно нарушим мы правило>, не должны мы оставаться без покаяния.127

37. Должны мы также принуждать себя совершать поклоны во время> службы, даже если мы очень больны, весьма часто - даже на ложе нашем, будет ли сон наш с трезвением и благоговением, или же с дерзновением.128 С сердечной болью должны мы взывать к Богу во всякое время, дабы сохранил Он нас от скверных помыслов129 и от нечистых сновидений. Надо> стремиться к тому, чтобы сон охватывал нас тогда, когда в сердце нашем - мысль о Нем. Скромно должны мы> сидеть на всех службах130 и под страхом смерти131 соблюдать число молитв наших. Нет необходимости говорить> о том, что для принятия пищи следует назначить определенное время; или о том, чтобы постоянно не начинали мы есть все, что найдем, кроме как в назначенный> час; или о том, что следует нам только однажды в день> готовить стол, в прочие же часы ограждать уста наши от вкусных блюд> - за исключением того случая, когда находимся мы в> великой немощи, проистекающей> от болезни; или о том, что нельзя нам обнажать тела наши и внимательно рассматривать члены наши, когда они не покрыты одеждой; или о том, что не следует нам постоянно прикасаться к телу нашему, как делают> распущенные132 и недисциплинированные люди>; или о том, что должны мы соблюдать постоянную тишину, когда случиться нам быть вне келлии>, если же человек встретит нас, должны мы свести беседу> к самому> необходимому и тратить слова свои только на полезное, а не на бесполезные разговоры>,133 шутки и смех; или о том, что взор наш должен постоянно быть собранным и что должны мы соблюдать благопристойность134 в чувствах наших;135 или о том, что должны мы являть признаки сокрушенности на лицах наших, когда взираем мы постоянно и во всякое время на предмет страдания Господа нашего.136 Ибо от этого к воспоминанию о том, что перенес Он ради рода человеческого, возвышаемся мы, и к той любви, которую явил Он нам, и к тем обетованиям, которые дал Он нам, и к той надежде, которая уготована роду людскому в новом веке, особенно же христианам:137 это вещи, которые открылись всем благодаря пришествию138 Христа в мир сей; и через Него открылся нам доступ к Богу. По слову Апостола, один человек умер за многих139 и принесением тела Своего соединил Он мир с Отцом Своим,140 избавил нас от порабощения демонам и спас нас от тиранической власти их. Поэтому и служим мы Богу и познаем Создателя нашего. Поскольку же на всяком месте служим мы и поклоняемся Ему, не боимся мы ничего, в отличие> от прежних поколений, которые трепетали перед демонами. И что это за упование, проповеданное нам, если уже> здесь бывает> человек опьяненным от радости об этих благах> и не знает, где он находится> и к какому знанию приближаемся мы во Христе?

38. А затем обращается он к самому себе, размышляя о том>, как во всем этом Бог> бывает оскорбляем нами и как гнушаемся мы тем, что Он любит, и заповедями Его,141 несмотря на то, что [они способствуют] спасению жизни нашей и помогают нам жить> друг с другом. От этих мыслей142 страдание все время отпечатлевается на лице нашем143 - когда мы одни, или когда случается нам быть с другими. Страдание это сохраняет нас от расслабления, а мысли эти отрезвляют сердце наше.

39. Эти и подобные делания>, брат мой, необходимы> не потому, что принуждает Он нас исполнять их.144 Ибо некоторые умники, не зная даже причины этих деланий> и только взирая на внешность их, презирают целомудренных братьев за соблюдение их> и говорят этим братьям: "Неужели Бог ввергнет тебя в геенну из-за оставления> этих деланий>?"; или: "Неужели они приведут тебя в Царствие Небесное>, если ты соблюдаешь их?" А тех, кто соблюдает их, называют они лицемерами и невеждами. Мы же, зная о том, что рождается от них в душе нашей, будем усердно, с радостью исполнять их; и поскольку сознаем мы полезность их>,145 будем радоваться, совершая труды наши, которые - для Бога. И будем уповать на многие блага, которые даже в мире сем приходят> от Него146 во всех малых и великих деланиях>, совершаемых> во имя Его.147

40. Если один из Отцов заповедует нам, даже праздно сидя наедине в келлии, - то есть когда сидим мы без работы и только стены келлии> охраняем ради имени Христова, - иметь великую надежду на спасение>, насколько больше надежды> у тех, кто совершает эти делания148 ради постоянной памяти о Боге!