Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О СОБОРАХ, -БЫВШИХ В АРИМИНЕ -ИТАЛИЙСКОМ И В -СЕЛЕВКИИ ИСАВРИЙСКОЙ-1) И до вас, может

И утверждающих, что один и тот же есть Отец и Сын, и Святый Дух, и сии три имени нечестиво разумеющих об одном и том же и об едином Лице отлучаем от Церкви, потому что невместимого и бесстрастного Отца предполагают при вочеловечении вместимым вместе и страждущим. Таковые у римлян называются патропассианами, а у нас савеллианами. Мы же знаем, что пославший Отец пребыл в собственном качестве неизменяемого Божества, а посланный Христос исполнил домостроительство вочеловечения.

Подобно сему и тех, которые неблагочестно говорят, что Сын рожден не по хотению и изволению, приписывают же необходимость Богу, то есть непроизвольность, так что Он невольно рождает Сына, признаем весьма нечестивыми и чуждыми Церкви, потому что осмелились утверждать сие о 126 Боге вопреки общим о Нем понятиям и вопреки намерению богодухновенного Писания. Зная, что Бог самовластен и Господин самому Себе, благочестно приемлем, что Он добровольно и по желанию родил Сына, и со страхом веря Сказавшему о Себе: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя (Притч 8:22), не представляем Его происшедшим подобно тварям или произведениям, которые Им созданы. Ибо нечестиво и чуждо церковной вере Творца применять к созданным от Него тварям и думать, что имеет Он одинаковый с прочими образ происхождения, божественные же Писания научают нас, что один только единородный Сын преискренно и истинно рожден.

Но утверждая, что Сын имеет самостоятельное бытие, живет и существует подобно Отцу, не отлучаем Его сим от Отца, вымышляя какие-либо пространства и расстояния, телесно Их разъединяющие. Ибо верим, что непосредственно и неразрывно соединены они между собою, и друг от друга неотлучны, потому что всецелый Отец носит в лоне Своем Сына и всецелый Сын привержен и прилеплен к Отцу, и Один непрестанно упокаивается в недрах Отчих. Посему веруя во всесовершенную и святейшую Троицу, то есть в Отца и Сына, и Духа Святаго, и именуя как Отца Богом, так и Сына Богом, исповедуем не двух Богов, но единое достоинство Божества и единое, совершенное согласие Царства. потому что один Отец всеначальствует вообще над всеми, даже и над самим Сыном, а Сын покорствует Отцу, исключая Его, царствует над всеми, которые под Ним и сотворены Им, и по Отчему изволению дарует святым благодать Святаго Духа. Ибо таков закон единоначалия во Христе, как предали нам священные словеса. 127

Сие после исповедания веры, изложенного вкратце, мы вынуждены были изъяснить не по излишнему любочестию, но чтобы от не знающих происходящего у нас устранить всякое подозрение, чуждое нашему образу мыслей, и чтобы на западе все знали как бесстыдство клеветы иномысленных, так и церковное мудрствование о Господе восточных, каковое мужи, непоколебимые в вере, засвидетельствовали богодухновенными Писаниями.

27) Но и на этом не остановились они, потому что, вскоре собравшись в Сирмии против Фотина, сложили еще исповедание веры не столько обширное и многословное, и как бы по чьему-либо внушению весьма многое исключив, иное же присовокупив, написали следующее (351 г.):

«Веруем во Единого Бога, Отца Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже всяко отечество на небеси и на земли именуется, и в Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденного от Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Имже быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, сущее Слово и Премудрость, Свет Истинный, Жизнь, напоследок дней вочеловечившегося ради нас, родившегося от Святой Девы, распятого, умершего, погребенного, воскресшего из мертвых в третий день, взятого на небо, сидящего одесную Отца, при скончании века имеющего прийти судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его, и царство Его непрекращаемое пребудет в бесконечные веки, потому что не только в сей, но и в будущий век будет Он восседать одесную Отца. И в Духа Святаго, то есть Утешителя, которого (Христос) обещал послать и послал апостолам по восшествии Своем на небеса, чтобы научил их и воспомянул им все, и чрез 128 которого освящаются души искренно в него уверовавших.

А утверждающих, что Сын из не сущих или от иной Ипостаси, а не от Бога, и что было время или был век, когда Его не было, святая и Вселенская Церковь признает чуждыми.

Посему говорим еще. Если кто утверждает, что Отец и Сын — два Бога, да будет анафема.

И если кто, именуя Богом Христа, предвечного Сына Божьего, не исповедует, что Он содействовал Отцу в создании вселенной, да будет анафема.

Если кто дерзает утверждать, что от Марии рожден Нерожденный или часть Его, да будет анафема.

Если кто говорит, что Сын по предведению был прежде Марии, но не был у Бога рожденным от Отца прежде веков, и что не Им приведено все в бытие, да будет анафема.

Если кто скажет, что сущность Божия расширяется или сжимается, да будет анафема.

Если кто станет утверждать, что расширяемая Божия сущность творит Сына, или кто расширение сущности Божией назовет Сыном, да будет анафема.

Если кто Сына Божьего именует внутренним или произносимым словом, да будет анафема.