Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О СОБОРАХ, -БЫВШИХ В АРИМИНЕ -ИТАЛИЙСКОМ И В -СЕЛЕВКИИ ИСАВРИЙСКОЙ-1) И до вас, может

26) Но как бы раскаявшись и в этом, через три года, собирают опять свое соборище, и Евдоксия, Мартирия и Македония киликийскаго и с ними некоторых других посылают в области италийския отнести исповедание веры, писанное многими, в котором сделаны были весьма многие прибавления сверх прежних. Как придумавшие нечто новое, отправились они в путь, неся с собою следующее (344 или 345 г.)

«Веруем в Единого Бога, Отца Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже всяко отечество на небеси и на земли именуется. И в Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденного от Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Имже быша всяческая, яже на небеси и яже на земли видимая и невидимая, сущее Слово, Премудрость, силу, жизнь, свет истинный, напоследок дней вочеловечившегося ради нас и родившегося от Святой Девы, распятого, умершего, погребенного, воскресшего из мертвых в третий день, взятого на небо и сидящего одесную Отца, при скончании века имеющего прийти судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его, и царство Его непрекращаемое пребудет в нескончаемые веки, потому что не только в сем, но 123 и в будущем веке будет восседать одесную Отца. Веруем и в Духа Святаго, то есть Утешителя, которого (Христос), обетовав апостолам, по восшествии на небо послал научить их и воспомянуть им все, и которым освятятся души искренно в Него уверовавших.

А утверждающих, что Сын из не сущих или от иной Ипостаси, а не от Бога и что было время или был век, когда Его не было, вселенская и святая Церковь признает чуждыми. Подобно сему и утверждающих, что три Бога, или что Христос — не Бог, или что Он не есть ни Христос, ни Сын Божий прежде веков, и что Один и тот же есть Отец и Сын, или Святый Дух, или что Сын не рожден, или что Отец родил Сына не по хотению и не по изволению, святая и вселенская Церковь анафематствует.

Ибо небезопасно говорить, что Сын из не сущих (потому что в богодухновенных Писаниях о Нем нигде сего не говорится), и что Он от какой-либо иной предсуществовавшей Ипостаси, кроме Отца, напротив же того утверждаем, что Сын преискренно рожден от Единого Отца, ибо, как Божие слово учит, един, не рожден и безначален Отец Христов. Не должно же с теми, которые не на основании Писания опрометчиво утверждают, что было, когда Сына не было, представлять мысленно прежде Него какой-то временный промежуток, а не Единого, не во времени родшего Его Бога, ибо времена и веки Им сотворены. Не должно же почитать Сына так же безначальным и нерожденным, как и Отца, ибо никто не может в собственном смысле быть назван отцом, или Сыном, собезначального и купно нерожденного. Напротив того знаем, что Единый Отец, который безначален и нерожден, родил Сына для всех неизреченно и 124 непостижимо, и Сын родился прежде веков, и уже не есть подобно Отцу не рожден, но имеет началом родшего Отца ибо глава Христу Бог (1 Кор 11:3).

Исповедуя по Писаниям трех (???? ????????) и три Лица, Отца и Сына и Святаго Духа, не творим поэтому трех Богов, ибо знаем Единого только самосовершенного, нерожденного, безначального, невидимого Бога, который есть Бог и Отец Единородного, един имеет бытие Сам от Себя и един независтно дарует оное всем иным. Но говоря, что Отец Господа нашего Иисуса Христа есть Единый только Бог, Единый нерожденный, не отрицаем через сие, что и Христос есть Бог прежде веков, как делают последователи Павла Самосатского, утверждающие, что Христос обожен впоследствии по вочеловечении и за преспеяние, тогда как по естеству был простой человек. Ибо знаем, что Он, хотя покорен Отцу и Богу, однако же прежде веков рожден от Бога и есть по естеству совершенный и истинный Бог, и не из человека соделался впоследствии Богом, но есть Бог, ради нас вочеловечившийся и нимало не утративший Божества.

Сверх сего, проклинаем и анафематствуем тех, которые ложно именуют Сына только простым Божиим Словом неосуществившимся, имеющим бытие в другом и называемым теперь у иных то словом произносимым, то словом внутренним. проклинаем тех, которым угодно, чтобы Сын не прежде веков был Христом и Сыном Божиим, и Ходатаем, и Образом Божиим, но с того только времени стал Христом и Сыном Божиим, как от Девы приял нашу плоть, то есть не прежде, как за четыреста неполных лет. Ибо им желательно, чтобы Христос с сего только времени имел начало царствования, которое и кончилось бы по скончании века и после суда. 125

И таковы суть последователи Маркелла и Скотина анкирогалатских, которые, под мнимым предлогом — установить единоначалие, подобно иудеям, отвергают предвечное бытие, Божество и нескончаемое царство Христово. Мы же знаем, что Сын — не просто произносимое или внутреннее Божие слово, но живое, самостоятельное Слово, Бог, Сын Божий и Христос, не по предведению прежде веков соприсущий и сопребывающий с Отцом Своим, но послуживший Ему во всяком создании как видимого, так и невидимого. Ибо Он есть Тот самый, Кому сказал Отец: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт 1:26). Он самолично являлся Патриархам, дал закон, глаголил через пророков, напоследок вочеловечился, явил Отца Своего всем людям и царствует нескончаемые веки. Не новое достоинство приял Христос, но веруем, что Он искони совершен и во всем подобен Отцу.

И утверждающих, что один и тот же есть Отец и Сын, и Святый Дух, и сии три имени нечестиво разумеющих об одном и том же и об едином Лице отлучаем от Церкви, потому что невместимого и бесстрастного Отца предполагают при вочеловечении вместимым вместе и страждущим. Таковые у римлян называются патропассианами, а у нас савеллианами. Мы же знаем, что пославший Отец пребыл в собственном качестве неизменяемого Божества, а посланный Христос исполнил домостроительство вочеловечения.

Подобно сему и тех, которые неблагочестно говорят, что Сын рожден не по хотению и изволению, приписывают же необходимость Богу, то есть непроизвольность, так что Он невольно рождает Сына, признаем весьма нечестивыми и чуждыми Церкви, потому что осмелились утверждать сие о 126 Боге вопреки общим о Нем понятиям и вопреки намерению богодухновенного Писания. Зная, что Бог самовластен и Господин самому Себе, благочестно приемлем, что Он добровольно и по желанию родил Сына, и со страхом веря Сказавшему о Себе: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя (Притч 8:22), не представляем Его происшедшим подобно тварям или произведениям, которые Им созданы. Ибо нечестиво и чуждо церковной вере Творца применять к созданным от Него тварям и думать, что имеет Он одинаковый с прочими образ происхождения, божественные же Писания научают нас, что один только единородный Сын преискренно и истинно рожден.

Но утверждая, что Сын имеет самостоятельное бытие, живет и существует подобно Отцу, не отлучаем Его сим от Отца, вымышляя какие-либо пространства и расстояния, телесно Их разъединяющие. Ибо верим, что непосредственно и неразрывно соединены они между собою, и друг от друга неотлучны, потому что всецелый Отец носит в лоне Своем Сына и всецелый Сын привержен и прилеплен к Отцу, и Один непрестанно упокаивается в недрах Отчих. Посему веруя во всесовершенную и святейшую Троицу, то есть в Отца и Сына, и Духа Святаго, и именуя как Отца Богом, так и Сына Богом, исповедуем не двух Богов, но единое достоинство Божества и единое, совершенное согласие Царства. потому что один Отец всеначальствует вообще над всеми, даже и над самим Сыном, а Сын покорствует Отцу, исключая Его, царствует над всеми, которые под Ним и сотворены Им, и по Отчему изволению дарует святым благодать Святаго Духа. Ибо таков закон единоначалия во Христе, как предали нам священные словеса. 127

Сие после исповедания веры, изложенного вкратце, мы вынуждены были изъяснить не по излишнему любочестию, но чтобы от не знающих происходящего у нас устранить всякое подозрение, чуждое нашему образу мыслей, и чтобы на западе все знали как бесстыдство клеветы иномысленных, так и церковное мудрствование о Господе восточных, каковое мужи, непоколебимые в вере, засвидетельствовали богодухновенными Писаниями.

27) Но и на этом не остановились они, потому что, вскоре собравшись в Сирмии против Фотина, сложили еще исповедание веры не столько обширное и многословное, и как бы по чьему-либо внушению весьма многое исключив, иное же присовокупив, написали следующее (351 г.):

«Веруем во Единого Бога, Отца Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже всяко отечество на небеси и на земли именуется, и в Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденного от Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Имже быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, сущее Слово и Премудрость, Свет Истинный, Жизнь, напоследок дней вочеловечившегося ради нас, родившегося от Святой Девы, распятого, умершего, погребенного, воскресшего из мертвых в третий день, взятого на небо, сидящего одесную Отца, при скончании века имеющего прийти судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его, и царство Его непрекращаемое пребудет в бесконечные веки, потому что не только в сей, но и в будущий век будет Он восседать одесную Отца. И в Духа Святаго, то есть Утешителя, которого (Христос) обещал послать и послал апостолам по восшествии Своем на небеса, чтобы научил их и воспомянул им все, и чрез 128 которого освящаются души искренно в него уверовавших.

А утверждающих, что Сын из не сущих или от иной Ипостаси, а не от Бога, и что было время или был век, когда Его не было, святая и Вселенская Церковь признает чуждыми.