Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О СОБОРАХ, -БЫВШИХ В АРИМИНЕ -ИТАЛИЙСКОМ И В -СЕЛЕВКИИ ИСАВРИЙСКОЙ-1) И до вас, может

Посему говорим еще. Если кто утверждает, что Отец и Сын — два Бога, да будет анафема.

И если кто, именуя Богом Христа, предвечного Сына Божьего, не исповедует, что Он содействовал Отцу в создании вселенной, да будет анафема.

Если кто дерзает утверждать, что от Марии рожден Нерожденный или часть Его, да будет анафема.

Если кто говорит, что Сын по предведению был прежде Марии, но не был у Бога рожденным от Отца прежде веков, и что не Им приведено все в бытие, да будет анафема.

Если кто скажет, что сущность Божия расширяется или сжимается, да будет анафема.

Если кто станет утверждать, что расширяемая Божия сущность творит Сына, или кто расширение сущности Божией назовет Сыном, да будет анафема.

Если кто Сына Божьего именует внутренним или произносимым словом, да будет анафема.

Если кто Сына от Марии именует только человеком, да будет анафема.

Если кто, Рожденного от Марии именуя Богом и человеком, разумеет под сим нерожденного Бога, да будет анафема.

Если кто слова: Аз Бог первый, и Аз по сих, кроме Мене несть Бог (Ис 44:6), сказанные против идолов и не сущих богов, будет по-иудейски принимать в отрицание Единородного прежде веков Бога, да будет анафема. 129

Если кто, слыша сказанное: слово плоть бысть (Ин 1:14), подумает, что Слово преложилось в плоть, или скажет, что прияло Оно плоть, претерпев изменение, да будет анафема.

Если кто, слыша, что Единородный Сын Божий распят, скажет, что Божество Его претерпело истление, или страдание, или изменение, или умаление, или уничтожение, да будет анафема.

Если кто станет утверждать, что не к Сыну сказал Отец: сотворим человека (Быт 1:26), но говорит это Бог Сам с Собою, да будет анафема.

Если кто скажет, что Авраам видел не Сына, а нерожденного Бога или часть Его, да будет анафема.

Если кто скажет, что с Иаковом боролся не Сын в образе человека, но нерожденный Бог или часть Его, да будет анафема.

Если кто слова: Господь одожди огнь от Господа (Быт 19:24) принимать будет не об Отце и Сыне, но скажет, что Господь одождил Сам от Себя, да будет анафема, ибо одождил Господь Сын от Господа Отца.

Если кто слыша, что Отец Господь и Сын Господь, а также Отец и Сын Господь (ибо сказано: Господь от Господа), станет утверждать, что два Бога, да будет анафема, ибо не сопоставлем Сына Отцу, но признаем Его покорным Отцу. Не без Отчего совета снисшел Он в Содом, не от Себя одождил, но от Господа, то есть по власти Отца, также не Сам Собою возседает одесную Отца, но слышит вещающего Ему Отца: седи одесную Мене (Пс 109:1).

Если кто Отца и Сына и Святаго Духа называет единым Лицом, да будет анафема.

Если кто, Духа Святаго называя Утешителем, скажет, что Он есть нерожденный Бог, да будет анафема. 130

Если кто Утешителя не наименует иным, кроме Сына, как научил нас Господь, ибо сказал: иного Утешителя пошлет вам Отец, о Немже Аз умолю (Ин 14:16), да будет анафема.

Если кто Духа Святаго наименует частью Отца или Сына, да будет анафема.