Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О СОБОРАХ, -БЫВШИХ В АРИМИНЕ -ИТАЛИЙСКОМ И В -СЕЛЕВКИИ ИСАВРИЙСКОЙ-1) И до вас, может

Если кто Сына от Марии именует только человеком, да будет анафема.

Если кто, Рожденного от Марии именуя Богом и человеком, разумеет под сим нерожденного Бога, да будет анафема.

Если кто слова: Аз Бог первый, и Аз по сих, кроме Мене несть Бог (Ис 44:6), сказанные против идолов и не сущих богов, будет по-иудейски принимать в отрицание Единородного прежде веков Бога, да будет анафема. 129

Если кто, слыша сказанное: слово плоть бысть (Ин 1:14), подумает, что Слово преложилось в плоть, или скажет, что прияло Оно плоть, претерпев изменение, да будет анафема.

Если кто, слыша, что Единородный Сын Божий распят, скажет, что Божество Его претерпело истление, или страдание, или изменение, или умаление, или уничтожение, да будет анафема.

Если кто станет утверждать, что не к Сыну сказал Отец: сотворим человека (Быт 1:26), но говорит это Бог Сам с Собою, да будет анафема.

Если кто скажет, что Авраам видел не Сына, а нерожденного Бога или часть Его, да будет анафема.

Если кто скажет, что с Иаковом боролся не Сын в образе человека, но нерожденный Бог или часть Его, да будет анафема.

Если кто слова: Господь одожди огнь от Господа (Быт 19:24) принимать будет не об Отце и Сыне, но скажет, что Господь одождил Сам от Себя, да будет анафема, ибо одождил Господь Сын от Господа Отца.

Если кто слыша, что Отец Господь и Сын Господь, а также Отец и Сын Господь (ибо сказано: Господь от Господа), станет утверждать, что два Бога, да будет анафема, ибо не сопоставлем Сына Отцу, но признаем Его покорным Отцу. Не без Отчего совета снисшел Он в Содом, не от Себя одождил, но от Господа, то есть по власти Отца, также не Сам Собою возседает одесную Отца, но слышит вещающего Ему Отца: седи одесную Мене (Пс 109:1).

Если кто Отца и Сына и Святаго Духа называет единым Лицом, да будет анафема.

Если кто, Духа Святаго называя Утешителем, скажет, что Он есть нерожденный Бог, да будет анафема. 130

Если кто Утешителя не наименует иным, кроме Сына, как научил нас Господь, ибо сказал: иного Утешителя пошлет вам Отец, о Немже Аз умолю (Ин 14:16), да будет анафема.

Если кто Духа Святаго наименует частью Отца или Сына, да будет анафема.

Если кто Отца и Сына, и Святаго Духа наименует тремя Богами, да будет анафема.

Если кто скажет, что Сын Божий получил бытие по Божьему хотению, как одна из тварей, да будет анафема.

Если кто скажет, что, Сын рожден не по воле Отца, да будет анафема. Ибо Отец не по принуждению, не доведенный до сего естественною необходимостью, родил Сьна, когда не хотел, но вместе и восхотел, и явил Его из Себя, родив не во времени и бесстрастно.

Если кто Сына наименует нерожденным и безначальным, как бы именуя двух безначальных и двух нерожденных и творя двух Богов, да будет анафема. Ибо глава, то есть начало всему — Сын, а глава, то есть начало Христу — Бог. Таким образом, через Сына все восходит благочестно к Единому Безначальному, Началу всяческих.

И еще, в точности определяя понятие о хриистианстве, говорим, что если кто не наименует Христа Богом, предвечным Божиим Сыном, содействовавшим Отцу в созидании вселенной, но скажет, что только с того времени, как родился от Марии, стал называться Христом и Сыном и начал быть Богом, да будет анафема».

28) Но отринув все это и как бы придумав лучшее, они установляют еще новую веру и в Сирмии на латинском языке пишут, по переводу на эллинский язык, следующее (357 г.).

«Поскольку признано нужным рассуждение о вере, 131 то в Сирмии в присутствии Валента, Урзация, Герминия и прочих верно все разыскано и исследовано, и оказалось несомненным, что един есть Бог Отец, Вседержитель, как возвещается и в целой вселенной, и един Единородный Сын Его, Господь наш Иисус Христос, рожденный от Него прежде веков. Не должно именовать двух Богов, ибо Сам Господь сказал: восхожду по Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:17). Посему един Бог всех, как научил и апостол: или иудеев Бог токмо, а не и языков? Ей и языков. Понеже един Бог, Иже оправдит обрезание от веры, и необрезание верою (Рим 3:29–30). Все прочее согласно и не заключает никакого сомнения. Поскольку же иные многие смущаются латинским словом substantia и тождезначущим эллинским словом ????? (сущность) желая, точнее выразуметь единосущие или так называемое подобосущие, то в Церквй не должно никому упоминать об этих словах и толковать их по той причине и на том основании, что в божественных Писаниях об этом не писано и что это выше человеческого ведения и ума человеческого, и никто не может объяснить рождения Сына, по написанному: род же Его кто исповесть (Ис 53:8). Ибо само собою явствует, что один Отец знает, как родил Он Сына, и еще знает Сын, как Он рожден от Отца. Для всякого же несомненно, что Отец больше, и никто не усомнится, что Отец больше честью, достоинством, Божеством и самым именем Отца, потому что свидетельствует Сам Сын: пославший Меня Отец болий Мене есть (Ин 14:28). И всякому известно вселенское сие верование, что два лица — Отец и Сын, Отец боле, а Сын покорен Отцу со всеми, кого покорил Ему Отец, что Отец не 132 имеет начала, невидим, бессмертен, бесстрастен, а Сын рожден от Отца, Бог от Бога, Свет от Света. И рождения Его, как выше сказано, никто не знает, кроме одного Отца, сам же Сын, Господь и Бог наш, — от Марии Девы, как благовествовал и ангел, восприял плоть или тело, то есть человека. А как учат все Писания, особенно же апостол, учитель языков, Христос восприял от Марии Девы того человека, которым пострадал. Но главизна и утверждение всей веры в том, чтобы хранима была всегда Троица, как читаем в Евангелии: шедше крестите все языки во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф 28:19). Число Троицы просто и совершенно. Утешитель же Дух Святый, посланный Сыном, пришел по обетованию научать и освящать апостолов и всех верующих».