Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О СОБОРАХ, -БЫВШИХ В АРИМИНЕ -ИТАЛИЙСКОМ И В -СЕЛЕВКИИ ИСАВРИЙСКОЙ-1) И до вас, может

6) А составляемые ими ныне Соборы какую имеют основательную причину? Если явилась какая новая ересь после арианской, то пусть скажут в точных словах, что вымышлено сей ересью и кто ее изобретатели? Пусть также письменно, как поступили Отцы в Никеи, предадут анафеме ереси, бывшие прежде сего Собора, в числе которых находится и арианская, чтобы показать тем, что и у них есть какой-либо достойный вероятия предлог сказать новое. Если же ничего подобного не было, и не могут они показать сего, вернее же то, что говорят это, держась сами нечестия Ариева, и обличаемые ежедневно меняют свои мысли, то какая нужда в Соборах, когда и против арианской ереси и против других ересей достаточно Собора бывшаго в Никеи, который осудил все эти ереси здравою верою? Ибо и пресловутый Аэтий, прозванный безбожником, оказывается смелым не как изобретатель собственнаго безумия, но и он с обольщенными им потерпел крушение, обуреваемый арианским иноверием. Поэтому, напрасно ходят они всюду и выставляют в предлог, что ради веры пожелали Соборов. Всего достаточнее божественное Писание. А ежели есть нужда для сего и в Соборе, то имеем определения Отцов, собиравшиеся в Никеи не вознерадели об этом, но так прекрасно написали, что с искренним сердцем читающие писания их могут по ним содержать в памяти благочестивую веру во Христа, возвещенную в божественных Писаниях.

7) А поскольку нет у них ничего основательного, 98 хотя они и вымышляют предлоги, однако же во всем встречают затруднения, то остается уже им сказать: «прекословя бывшим прежде нас и преступив предания отцов, пожелали мы, чтобы составился Собор, но убоявшись также, чтобы когда соберутся все во едино, старание наше не оказалось опять напрасным, пожелали, чтобы Собор разделен был на два, и нам, когда отделится одна часть, показав написанное нами, можно было привлечь к себе болыиинство, угрожая покровителем нечестия — Констанцием, а таким образом сделать недействительным совершенное в Никеи, прикрыв себя простотою написаннаго нами». Если же не сказали они этого прямыми словами, то с этою именно мыслью все делали и приводили в смятение. И действительно, неоднократно высказав и написав многое на разных Соборах, никогда не упоминали об арианской ереси, как о зловредной. Но если же иногда некоторые из присутствующих осуждали ереси, то они защищали ересь арианскую, которую анафематствовал Собор Никейский, и даже с любовью принимали говорящих по-ариански. Посему и это служит сильным д?казательством, что нынешние Соборы измышлены не ради истины, но к уничтожению совершенного в Никеи. Но и что сделано ими и подобными им на этих самых Соборах, не менее показывает справедливость сказанного. Ибо нужно, наконец, сделать известным в подробности, как это происходило.

8) Все ожидали, что приглашенные Царскими посланиями соберутся во едино и составится один Собор. Но когда Собор разделен, и одни отправились в суровую Селевкию, а другие собрались в Аримин, и было уже там более четырех сот епископов 7, тогда в этот же город 7 Собор этот был в 359 году. 99 пришли Герминий, Авксентий, Валент, Урзаций, Демофил и Гаий. Все прочие епископы беседовали от божественных Писаний, а они показывали хартию, и читая имена ипатов, требовали предпочесть это всему Собору и ни о чем более не спрашивать еретиков, не изведывать их мыслей, но довольствоваться этим одним. Написанное же ими было следующее: Изложена вера вселенская в присутствии Государя нашего благочестивейшего и победоносного Царя Констанция Августа, вечного, досточтимого, в ипатотво светлейших Флавиев, Евсевия и Ипатия, в Сирии в одиннадцатый день июньских календ.

Веруем в Единого, единственного и истинного Бога Отца Вседержителя, Творца и Зиждителя всяческих и в Единого Единородного Сына Божия, прежде всех веков, прежде всякаго начала, прежде всякого умопредставляемого времени, прежде всякой умопостижимой сущности, бесстрастно рожденного от Бога — Сына, которым совершились веки и все пришло в бытие, рожденного же единородным, единственного от единственного Отца, Бога от Бога, подобного родшему Его Отцу, по Писаниям — Сына, рождения которого никто не знает, разве только один родший Его Отец. Знаем, что сей Единородный Сын Божий по Отчему мановению пришел с небес во отметание греха (Евр 9:26), родился от Марии Девы, пребывал с учениками, исполнил все домостроительство по Отчему изволению, распят, умер, снисшел в преисподнюю и там совершил Свое домостроительство (и вратники адовы, увидев Его, ужаснулись), воскрес из мертвых в третий день, пребывал с учениками и по исиолнении всего домостроительства, по истечении четыредесяти дней, взят на небеса, сидит одесную Отца и в 100 последний день воскресения во славе Отчей приидет воздать каждому по делам его. Веруем и в Святаго Духа, Утешителя, которого сам Единородный Божий Иисус Христос обетовал послать роду человеческому, по написанному: отхожу к Отцу Моему и умолю Отца, и иного Утешителя пошлет вам, Духа истины, — Он от Моего приимет, научит и воспомянет вам вся (Ин 14:16–17, 26; 15:26). Поскольку же наименование сущность отцы употребили по простоте, народу же оно непонятно и приводит в соблазн тем, что не находится его в Писаниях, то заблагорассудили исключить это наименование и впоследствии, говоря о Боге, совершенно не упоминать о сущности, потому что божественные Писания нигде не упоминают слова сущность об Отце и Сыне. Нарицаем же Сына по всему подобным Отцу, как говорят и учат святые Писания.

9) По прочтении этого в скором времени узнано коварство писавших. Епископы предлагали с прочими ересями предать анафеме ересь Ариеву, и на это все были согласны. Но Урзаций, Валент и бывшие с ними отказывались, тогда стало уже заметно, что написали они это не искренно, но с намерением — сделанное в Никеи обратить в ничто и вместо того ввести злоименную ересь. Посему подивившись хитрым их речам и коварному намерению, Отцы сказали: «собрались мы, не потому что имеем нужду в изложении веры (мы храним в себе здравую веру), но чтобы постыдить прекословящих истине и замышляющих нововведения. Поэтому если вы написали сие как теперь только начинающие веровать, то вы не клирики, а вступаете только в чин оглашенных. А если с какою мыслию собрались мы, ту же имея и вы, пришли, то будем все единомысленны, ереси предадим анафеме, 101 а сами будем хранить Отеческие предания, чтобы не было более поводов к составлению Соборов после того, как предварили нас собравшиеся в Никеи и сделали все полезное для вселенской Церкви». Но когда и на это согласны были все епископы, упомянутые выше отказались. И все уже, признав их невеждами, обманщиками, а лучше сказать — еретиками, подтвердили Собор, бывший в Никеи, и рассудили довольствоваться им, а упомянутых выше Урзация, Валента, Герминия, Авксентия, Гаия, Демофила объявили еретиками, и низложив их как в действительности не христиан, но ариан, написали против них на латинском языке следующее, по возможности переведенное на язык эллинский: 10) Список с соборнаго послания к Констанцию Августу

Уверены мы, что постановленное уже давно было учинено по Божию повелению и по указу твоего благочестия. Ибо из всех городов западных собрались все мы, епископы, вместе в Аримин, чтобы известною сделалась вера вселенской Церкви и явными стали противомыслящие. И после того, как нашли мы по многому рассмотрении дела, заблагорассуждено — ту издревле пребывающую веру, которую и пророки, и Евангелия и апостолы проповедали во имя Господа нашего Иисуса Христа, сию хранительницу царства твоего и покровительницу здравия твоего, всегда содержа, нам хранить и, до конца храня, соблюдать. Ибо неуместным и непозволительным оказалось переменять что-либо из того, что в Никеи вместе с достославным Константином, отцом и Царем твоим, законно рассмотрено и определено, то есть из того учения, из того верования, которое возвещено и доведено до слуха и понятия всех людей, которое одно противоборственно ереси 102 Ариевой и для нее губительно, которым не только сия, но и прочие ереси низложены, к которому действительно и приложить что-либо опасно, и отнять от него что-либо бедственно, так что в том и другом случае врагам откроется свобода делать, что хотят.

Посему-то Урзаций и Валент, которые издавна были сообщниками и единомышленниками арианского учения и объявленные отлученными от общения с нами, чтобы снова вступить в него, просили принять их покаяние и даровать им прощение в том, в чем сами себя признали погрешившими, как саидетельствуют сделанные ими подписи. (Ради всего этого оказана была им пощада и вины прощены. Происходило же это в то время, как было соборное заседание в Медиолане, где присутствовали и пресвитеры римской Церкви). Сии, говорим, Урзаций и Валент, хотя знали, что и по кончине достойный памяти Константин, со всяким тщанием и испытанием изложил веру письменно и что после того, как он, крестившись, скончался и отошел к подобающему миру, неуместно вводить что-либо новое и презреть стольких святых исповедников и мучеников, составивших и написавших сии определения, пребывших мудрствующими во всем по древнему уставу Церкви (почему веру их и временам твоего царствования предал Бог чрез Господа нашего Иисуса Христа, которым и тебе дано царствовать так, что обладаешь и нашей вселенной), однако же, как жалкие и бедные разумением веры, с непозволительной дерзостью снова объявили себя проповедниками злочестивого мудрования и замышляют извратить весь порядок. Ибо когда по твоему повелению составилось соборное заседание, сложили они с себя покрывало своего обмана. Покусились с каким-то коварством и смятением привнести 103 нечто новое, нашедши присоединившихся к таковому сообществу Герминия, Авксентия и Гаия, производителей раздора и разногласия, и их учение, хотя одно, но превосходит все множество хулений. Когда же увидели, что не таково наше произволение и мы не одинаковых с ними злых мыслей, пришли на совещание с нами под видом, что хотят написать нечто новое. Но в скором времени обличился их образ мыслей. Посему, чтобы церковныя дела не подвергались тому же и повторяющиеся мятежи и молвы не привели всего в расстройство, оказалось надежным — издавна определенное хранить законным и непреложным, а упомянутых выше отлучить от общения с нами. По этой причине к благоснисходительности твоей отправили мы послов, сообщить тебе решение собрания и сделать известным посредством сего послания. А послам прежде всего приказали подтверждать истину тем, что весьма древне и согласно с законом. Они доведут до сведения и твоего благочестия, что не будет мира, какой обещали Урзаций и Валент, если допустить какое-либо уклонение от сообразнаго с законом. Ибо как могут доставить мир нарушители мира? От них скорее произойдут смятение и раздор с прочими городами и с римской Церковью.

Посему, просим твою благоснисходительность благосклонно выслушать послов наших, воззреть на них спокойным оком и не попустить, чтобы к оскорблению скончавшихся заменено было что-либо новым, напротив того, позволь нам оставаться при том, что определено и узаконено предками, которые, можно сказать, все делали благоискусно, разумно, со Святым Духом. А нынешние нововведения этих людей в уверовавших порождают неверие и в неверующих жестокость. Просим еще повелеть, чтобы епископам, пребывающим на чужой 104 стороне и обремененным немощами возраста и недостатками нищеты, соделалось удобным возвращение к их паствам, и церкви не оставались без призора по причине заточения епископов. А кроме сего просим еще и о том, чтобы не было ни в чем недостатка и излишества против сделанного прежде, но пребывало непоколебимым все со времени благочестивого отца твоего и доныне соблюдаемое, не попусти, наконец, чтобы и нас беспокоили и отчуждали от наших епархий, но пусть епископы, каждый вместе с народом своим, в мире совершают молитвы и богослужение, молясь о твоем царствовании, спасении и мире, которым навсегда да вознаграждает тебя Божество. Послы наши представят подписи и имена епископов, а также твоему благочестию объяснят дело из самых божественных Писаний. Определение Собора 11) Пока было прилично и возможно, почтеннейшие братия, вселенский Собор и святая Церковь с свойственным им терпением и незлобием сохраняли великодушие к Урзацию, Валенту, Гаию, Герминию и Авксентию, которые, вдаваясь то в те, то в другие мудрования, возмущали все Церкви и ныне осмелились покуситься, к вере православных присоединить еретическое умствование и обратить в ничто Никейский Собор, противоборствующий арианской ереси, привнося со вне какое-то свое совершенно чуждое святейшей Церкви писанное изложение веры, так что мы почли непозволительным принять его. Они, издавна быв еретиками и противомыслящими, оказались такими же и ныне. Почему не позволяем им вступать в общение с нами, осудив и низложив их изустно при личном их присутствии. Поэтому и вы теперь, если угодно, 105 дайте приговор, чтобы сие ведение утверждено было такою подписью каждого: «мы, епископы, единодушно говорим: да будут низложены упомянутые выше враги, чтобы вселенская вера пребывала в мире».

И действия Ариминского Собора имели таковой скорый конец. Ибо никто там не разногласил, но все единодушно подписали, что было определено, и низложили ариан.

12) В суровой же Селевкии происходило следующее: в месяц, называемый у римлян Сентябрь, у египтян Фоф, а у македонян Горпией, в число месяца, по египетскому счислению, шестнадцатое, собрались все приглашенные на Собор, было же сошедшихся там около ста шестидесяти. И поскольку многие из них были обвиняемы и обвинители возопияли на них, то Акакий, Патрофил, Ураний из Тира, Евдоксий, самовольно вторгшийся в антиохийскую Церковь, Леонтий, Феодот, Евагрий, Феодул и Георгий, гонимый отвсюду, прибегают к хитрости. Убоявшись обличений обвинителей своих, присоединили они к себе других ариан, с тою же целью соделавшихся наемниками нечестия и поставленных Секундом, который низложен великим Собором, а именно: из Ливии Стефана, Серу и Полидевка, обвиненных в различных проступках, и еще Панкратия и некоего Птолемея из Мелита, и под видом исследования о вере (не тайно же было и то, что убоялись они обвинителей), стали защищать ересь и, наконец, отделились от Собора. И одни, державшиеся Акакия, были подозрительны и весьма малочисленны, а другие составляли большинство. Акакиевы сообщники с безумной дерзостью решительно отвергали написанное в Никеи и обвиняли Собор, а другие, составлявшие большинство, принимали все прочие постановления Собора, выставляли 106 же на вид одно речение единосущный как подозрительное по неясности. Итак, поскольку они оставались еще в Селевкии, и обвинители нападали, а обвиняемые бегали, и оттого более увлекаемы были нечестием и хулили Господа, то вознегодовали все епископы и низложили Акакия, Патрофила, Урания, Евдоксия, бывшего сборщика податей Георгия и других азийских — Леонтия, Феодосия, Евагрия и Феодула, от общения же с собою отлучили Астерия, Евсевия, Авгаря, Василика, Фива, Фиделия, Евтихия, Евстафия и Магна. И поступили так, потому что приглашаемые оправдаться, в чем весьма многие их обвиняли, они не являлись, и Отцы определили оставаться им осужденными, пока не оправдаются и не докажут о себе, что чисты от возводимых на них обвинений. Написав же в епархию каждого, какой сделан над ними суд, отправились к нечестивейшему Августу Констанцию — известить его о сделанном. Ибо так было им повелено. Таков был конец Селевкийского Собора.

13) Посему, кто не одобрит благоговения епископов, бывших на Ариминском Соборе? Они претерпели и труд дальнего пути, и опасности на море, чтобы низложить ариански мудрствующих и сохранить неповрежденными определения отцов, совещавшись о сем благочестно и законно. Ибо каждый из них рассуждал, что если нарушено будет постановленное бывшими прежде них, то подан будет повод позднейшим нарушить и то, что теперь ими сделано. Кто же не осудит легкомыслия сообщников Евдоксия и Акакия, которые из усердия и расположения к арианам жертвуют честию отцов своих? Ибо какое обеспечение тому, что сделано ими, если нарушается сделанное отцами? Или почему именуют их отцами, а себя их преемниками, если сами порицают решение их? Особливо 107 же, чт? скажет Акакий учителю своему Евсевию, который не только подписался на Соборе Никейском, но и посланием к пастве своей объявил, что та вера есть истинная, которая исповедана на Никейском Соборе? Ибо хотя он и оправдывался в послании своем, сколько хотел, однако же не отвергал речений, а осуждал ариан за то, что утверждая, будто бы не было Сына, пока не рожден, не признают бытия Его прежде Марии. Чему же будут учить народ, наученный отцами? Тому ли, что отцы погрешали? И как поверят им те, кого учат не слушаться учителей? Какими очами взирать будут на гробницы отцов, которых теперь именуют еретиками? Почему осуждают последователей Валентина, еретиков фригийских и манихеев, а тех, которые по собственному их предположению, говорят подобное сему, называют святыми? И как уже сами они могут быть епископами, если поставлены теми, которые по их же обвинению еретики? Если поставившие вас не право мудрствовали и тем, что написали, ввели в заблуждение вселенную, то да прекратится, наконец, и память их. И если отметаются их писания, то подите, извергните останки их из усыпальниц, пусть всякий узнает, что они обманщики, а вы отцеубийцы.

14) Блаженный апостол хвалит коринфян, говоря: яко вся моя помните, и якоже предах вам предания тако держите (1 Кор 11:2), они же, так думая о своих предшественниках, конечно, и народу сказать осмелятся вопреки апостолу: «не хвалим вас, что помните отцов, но скорее одобрим вас, когда не держите их преданий». И пусть уже похулят свой род и скажут: «не от благочестивых, но от еретиков произошли мы». Ибо так прилично говорить тем, которые, как сказал я, честью отцов и спасением своим жертвуют арианской 108 ереси и не боятся услышать и того, чт? написано в божественной притче: чадо зло кленет отца (Притч 30:11), и той угрозы, какая на таковых изречена в Законе.

Так, они из усердия к ереси упорно держались своего мудрования, но вы не смущайтесь тем и дерзости их не почтите за истину. Они и сами себе противоречат, и отложившись от отцов, не стоят в одном мнении, но влаются умом, так и иначе различными образами меняясь в мыслях. Оспаривая Собор Никейский, сами составляли много Соборов, на каждом излагали веру и не устояли ни в одном изложении, да и никогда не перестанут поступать так, потому что худо ищут и не обретут премудрости, которую возненавидели.

И посему необходимо мне было приложить здесь, частию, что написано Арием и что мог я собрать из их изложений на разных Соборах, чтобы вы знали и подивились, по какой причине не стыдятся они упорствовать против вселенского Собора и против отцов своих.