Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О СОБОРАХ, -БЫВШИХ В АРИМИНЕ -ИТАЛИЙСКОМ И В -СЕЛЕВКИИ ИСАВРИЙСКОЙ-1) И до вас, может

Посему, просим твою благоснисходительность благосклонно выслушать послов наших, воззреть на них спокойным оком и не попустить, чтобы к оскорблению скончавшихся заменено было что-либо новым, напротив того, позволь нам оставаться при том, что определено и узаконено предками, которые, можно сказать, все делали благоискусно, разумно, со Святым Духом. А нынешние нововведения этих людей в уверовавших порождают неверие и в неверующих жестокость. Просим еще повелеть, чтобы епископам, пребывающим на чужой 104 стороне и обремененным немощами возраста и недостатками нищеты, соделалось удобным возвращение к их паствам, и церкви не оставались без призора по причине заточения епископов. А кроме сего просим еще и о том, чтобы не было ни в чем недостатка и излишества против сделанного прежде, но пребывало непоколебимым все со времени благочестивого отца твоего и доныне соблюдаемое, не попусти, наконец, чтобы и нас беспокоили и отчуждали от наших епархий, но пусть епископы, каждый вместе с народом своим, в мире совершают молитвы и богослужение, молясь о твоем царствовании, спасении и мире, которым навсегда да вознаграждает тебя Божество. Послы наши представят подписи и имена епископов, а также твоему благочестию объяснят дело из самых божественных Писаний. Определение Собора 11) Пока было прилично и возможно, почтеннейшие братия, вселенский Собор и святая Церковь с свойственным им терпением и незлобием сохраняли великодушие к Урзацию, Валенту, Гаию, Герминию и Авксентию, которые, вдаваясь то в те, то в другие мудрования, возмущали все Церкви и ныне осмелились покуситься, к вере православных присоединить еретическое умствование и обратить в ничто Никейский Собор, противоборствующий арианской ереси, привнося со вне какое-то свое совершенно чуждое святейшей Церкви писанное изложение веры, так что мы почли непозволительным принять его. Они, издавна быв еретиками и противомыслящими, оказались такими же и ныне. Почему не позволяем им вступать в общение с нами, осудив и низложив их изустно при личном их присутствии. Поэтому и вы теперь, если угодно, 105 дайте приговор, чтобы сие ведение утверждено было такою подписью каждого: «мы, епископы, единодушно говорим: да будут низложены упомянутые выше враги, чтобы вселенская вера пребывала в мире».

И действия Ариминского Собора имели таковой скорый конец. Ибо никто там не разногласил, но все единодушно подписали, что было определено, и низложили ариан.

12) В суровой же Селевкии происходило следующее: в месяц, называемый у римлян Сентябрь, у египтян Фоф, а у македонян Горпией, в число месяца, по египетскому счислению, шестнадцатое, собрались все приглашенные на Собор, было же сошедшихся там около ста шестидесяти. И поскольку многие из них были обвиняемы и обвинители возопияли на них, то Акакий, Патрофил, Ураний из Тира, Евдоксий, самовольно вторгшийся в антиохийскую Церковь, Леонтий, Феодот, Евагрий, Феодул и Георгий, гонимый отвсюду, прибегают к хитрости. Убоявшись обличений обвинителей своих, присоединили они к себе других ариан, с тою же целью соделавшихся наемниками нечестия и поставленных Секундом, который низложен великим Собором, а именно: из Ливии Стефана, Серу и Полидевка, обвиненных в различных проступках, и еще Панкратия и некоего Птолемея из Мелита, и под видом исследования о вере (не тайно же было и то, что убоялись они обвинителей), стали защищать ересь и, наконец, отделились от Собора. И одни, державшиеся Акакия, были подозрительны и весьма малочисленны, а другие составляли большинство. Акакиевы сообщники с безумной дерзостью решительно отвергали написанное в Никеи и обвиняли Собор, а другие, составлявшие большинство, принимали все прочие постановления Собора, выставляли 106 же на вид одно речение единосущный как подозрительное по неясности. Итак, поскольку они оставались еще в Селевкии, и обвинители нападали, а обвиняемые бегали, и оттого более увлекаемы были нечестием и хулили Господа, то вознегодовали все епископы и низложили Акакия, Патрофила, Урания, Евдоксия, бывшего сборщика податей Георгия и других азийских — Леонтия, Феодосия, Евагрия и Феодула, от общения же с собою отлучили Астерия, Евсевия, Авгаря, Василика, Фива, Фиделия, Евтихия, Евстафия и Магна. И поступили так, потому что приглашаемые оправдаться, в чем весьма многие их обвиняли, они не являлись, и Отцы определили оставаться им осужденными, пока не оправдаются и не докажут о себе, что чисты от возводимых на них обвинений. Написав же в епархию каждого, какой сделан над ними суд, отправились к нечестивейшему Августу Констанцию — известить его о сделанном. Ибо так было им повелено. Таков был конец Селевкийского Собора.

13) Посему, кто не одобрит благоговения епископов, бывших на Ариминском Соборе? Они претерпели и труд дальнего пути, и опасности на море, чтобы низложить ариански мудрствующих и сохранить неповрежденными определения отцов, совещавшись о сем благочестно и законно. Ибо каждый из них рассуждал, что если нарушено будет постановленное бывшими прежде них, то подан будет повод позднейшим нарушить и то, что теперь ими сделано. Кто же не осудит легкомыслия сообщников Евдоксия и Акакия, которые из усердия и расположения к арианам жертвуют честию отцов своих? Ибо какое обеспечение тому, что сделано ими, если нарушается сделанное отцами? Или почему именуют их отцами, а себя их преемниками, если сами порицают решение их? Особливо 107 же, чт? скажет Акакий учителю своему Евсевию, который не только подписался на Соборе Никейском, но и посланием к пастве своей объявил, что та вера есть истинная, которая исповедана на Никейском Соборе? Ибо хотя он и оправдывался в послании своем, сколько хотел, однако же не отвергал речений, а осуждал ариан за то, что утверждая, будто бы не было Сына, пока не рожден, не признают бытия Его прежде Марии. Чему же будут учить народ, наученный отцами? Тому ли, что отцы погрешали? И как поверят им те, кого учат не слушаться учителей? Какими очами взирать будут на гробницы отцов, которых теперь именуют еретиками? Почему осуждают последователей Валентина, еретиков фригийских и манихеев, а тех, которые по собственному их предположению, говорят подобное сему, называют святыми? И как уже сами они могут быть епископами, если поставлены теми, которые по их же обвинению еретики? Если поставившие вас не право мудрствовали и тем, что написали, ввели в заблуждение вселенную, то да прекратится, наконец, и память их. И если отметаются их писания, то подите, извергните останки их из усыпальниц, пусть всякий узнает, что они обманщики, а вы отцеубийцы.

14) Блаженный апостол хвалит коринфян, говоря: яко вся моя помните, и якоже предах вам предания тако держите (1 Кор 11:2), они же, так думая о своих предшественниках, конечно, и народу сказать осмелятся вопреки апостолу: «не хвалим вас, что помните отцов, но скорее одобрим вас, когда не держите их преданий». И пусть уже похулят свой род и скажут: «не от благочестивых, но от еретиков произошли мы». Ибо так прилично говорить тем, которые, как сказал я, честью отцов и спасением своим жертвуют арианской 108 ереси и не боятся услышать и того, чт? написано в божественной притче: чадо зло кленет отца (Притч 30:11), и той угрозы, какая на таковых изречена в Законе.

Так, они из усердия к ереси упорно держались своего мудрования, но вы не смущайтесь тем и дерзости их не почтите за истину. Они и сами себе противоречат, и отложившись от отцов, не стоят в одном мнении, но влаются умом, так и иначе различными образами меняясь в мыслях. Оспаривая Собор Никейский, сами составляли много Соборов, на каждом излагали веру и не устояли ни в одном изложении, да и никогда не перестанут поступать так, потому что худо ищут и не обретут премудрости, которую возненавидели.

И посему необходимо мне было приложить здесь, частию, что написано Арием и что мог я собрать из их изложений на разных Соборах, чтобы вы знали и подивились, по какой причине не стыдятся они упорствовать против вселенского Собора и против отцов своих.

Арий и одинаково с ним мудрствующие и утверждающие: «из не сущих Бог создал Сына и наименовал Его Сыном Себе, Слово Божие есть одна из тварей, было, когда Его не было, Сын изменяем и, когда хочет, может изменяться», извержены были из Церкви блаженной памяти Александром.

15) Но Арий, изверженный и поощряемый Евсевием, изложил ересь свою письменно и в своей Талии, как соревнующий и складом и размером речи не кому-либо из разумных, но египтянину Сотаду, пишет многое, частью же следующее. 109 Ариевы хулы

Сам Бог, поскольку Он Бог, для всех неизречен. Один Он не имеет ни равного, ни подобного, ни подобославного Себе. Именуем же Его нерожденным ради рожденного по естеству, песнословим Его безначальным ради имеющего начала, чествуем Его вечным ради рожденного во времени. В начало созданного положил Сына Безначальный, и чадотворив Его, приял Себе в Сына. Ему несвойственно ничто из ипостасно свойственного Богу, потому что не равен и не единосущен Ему. Бог премудр, потому что Он учитель премудрости. Достаточным же доказательством, что Бог невидим для всех сотворенных через Сына, служит то, что Он невидим и Самому Сыну. Скажу точнее: как невидимый бывает видим Сыном, по той же силе, по какой может видеть Бог, и в своей мере, сколько позволительно, доступно Сыну видеть Отца. Таким образом, есть Троица, но славы не подобны и не смесны между собою Ипостаси, одна Ипостась до бесконечности преславнее другой по славе. Отец по сущности чужд Сына, потому что безначален. Разумей, что была единица, двойственности же не было, пока не осуществилась. Первоначально, когда нет еще Сына, есть Бог Отец. Потом не сущий Сын осуществился по Отчему изволению, и есть Единородный Бог, и чужд тому и другому, как премудрость стал премудростью по изволению премудрого Бога. А таким образом умопредставляется под многими таковыми умопредставлениями Духом, силою, премудростью, славою Божией, истиною, образом, Словом. Разумей также, что умопредставляется и сиянием, и светом. Совершенный может родить равного Сына, но превосходнейшего, или совершеннейшего, или б?льшего 110 не может. Сын каков, как велик, с какого мгновения и из чего Он есть по Божию изволению, как скоро произошел от Бога, Бог сый крепкий, прославляет отчасти Совершенного. Кратко сказать: Бог не изречен для Сына, потому что не сказано то, что есть Он сам для Себя, и потому ни единого из сказуемых не постигает Сын и не может изречь. Ибо невозможно Ему исследовать Отца, каков Он сам в Себе. Даже Сын не знает сам Своей сущности: будучи Сыном, действительно осуществился по изволению Отца. И как возможно, чтобы сущий от Отца постиг и ведал самого Родшего? Явно, что имеющему начало невозможно умопредставить или объять умом Безначального, каков Он есть.

16) В письме же к блаженной памяти епископу Александру ариане писали следующее:

Вера наша, приятая от предков, какой научились и от тебя, блаженный Папа, такова: ведаем Единого Бога, Единого нерожденного, Единого вечного, Единого безначального, Единого истинного, Единого имеющего бессмертие, Единого премудрого, Единого благого, Единого властителя, всех судия, правителя, домостроителя, непреложного, неизменяемого, праведного и благого — сего Бога и Закона, и пророков, и Нового Завета, прежде времен вечных родшего Единородного Сына, которым Он сотворил и веки, и всяческия, родшего же не мнимо, но действительно, собственным изволением создавшего непреложную, неизменяемую тварь Божию совершенную, но не как одну из тварей, рождение, но не как одного из рожденных, не исторжение, каково Отчее рождение по учению Валентина, не единосущную Блаженному Папе и епископу нашему Александру пресвитеры и диаконы желают о Господе радоваться. 111 часть, каково Отчее рождение, по изъяснению Манихея, не Сыноотца, как наименовал Савеллий, разделяя единицу, не светильник от светильника или свещник разделенный на два, как говорил Иеракас, и не прежде сущего, впоследствии же рожденного или возведенного в Сын, как и сам ты, блаженный Папа, среди церкви и на Соборе многократно осуждал дающих эти толкования, но как мы говорим, по воле Божией прежде времен и веков созданного, и жизнь, и бытие приявшего от Отца, который даровал Ему вместе и славу. Ибо Отец, дав Ему все в наследие, не лишил Себя того, что имеет в Себе нерожденно, потому что Он источник всего. Посему три Ипостаси. И как Бог, виновник всего, единственно безначален, так Сын не во времени рожденный от Отца и прежде веков созданный и положенный в основание, не был, пока не рожден, но не во времени рожденный прежде всего один есть от Отца. Ибо Он не вечен, или не совечен, или не сонерожден с Отцом и не вкупе со Отцом имеет бытие, как принадлежность, что утверждают иные, вводя два нерожденные начала, напротив того, Бог есть как единица и начало всего, так и прежде Сына, как мы научены этому тобою, проповедавшим среди церкви. Поколику от Бога имеет бытие, от Бога преданы Ему и слава, и жизнь, и все, потолику Бог Его начало. Ибо начальствует над Ним, как Бог Его и сущий прежде Его. Если же сказано из того (Рим 11:36), из чрева (Пс 109:3), изыдох от Отца и иду по Отцу (Ин 16:28), иными разумеется так, что Сын есть единосущная часть Его и исторжение, то Отец будет, по их мнению, сложным, делимым, изменяемым, бесплотный Бог, вследствие положения их, потерпит все сообразное телу. Вот часть того, чт? Ариевы 112 последователи изблевали из своего еретического сердца.

17) Но еще до состоявшегося в Никеи Собора Евсевий, Наркисс, Патрофил, Марин, Павлин, Феодот и Афанасий из Назарвов писали подобное сему, Евсевий же Никомидийский, превзойдя прочих, писал Арию: «прекрасно мудрствуя, желай, чтобы все так мудрствовали. Ибо всякому явно, что сотворенного не было, пока не приведено в бытие. Приведенное же в бытие имеет начало бытия». А Евсевий из Кесарии Палестинской, пиша к епископу Евфратиону, не убоялся явно сказать, что Христос не есть истинный Бог. И Афанасий из Назарвов еще открытее обнаружил ересь, говоря, что Сын Божий есть единая из ста овец. Ибо, пиша к епископу Александру, осмелился так сказать: «почему порицаешь ариан, если говорят, что Сын Божий произведен из не сущих, как тварь и есть единая из всех тварей? Поскольку в притче под именем ста овец разумеются все создания, то и Сын есть один из них. Посему ежели сии сто — не твари и не создания и есть еще нечто кроме ста, то и Сын будет не тварь и не одна из всех тварей. Если же сии сто означают все создания, и сверх сих ста нет ничего кроме Единого Бога, что несообразного говорят ариане, если и Христа включая в число сих ста, наименовали Его единым из всех?» Георгий же, который ныне в Лаодикии, а тогда был пресвитером александрийским и жил в Антиохии, писал к епископу Александру: «не порицай ариан, если говорят: было, когда Сына Божьего не было, ибо и Исаия был сын Амосов, однако же Ам был прежде, нежели получил бытие Исаия, и Исаии сперва не было, впоследствии же получил он бытие». К арианам же Георгий писал: «чт? порицаете Папу Александра, который 113 говорит: Сын от Отца? И вы не бойтесь говорить: Сын от Бога. Если апостол написал: вся же от Бога (1 Кор 11:12), а все, как известно, сотворено из не сущих, и Сын есть тварь и единый из сотворенных, то можно сказать, что и Сын от Бога, так как говорится, что и все от Бога». У сего-то Георгия научились мудрствующие по-ариански лицемерно употреблять выражение от Бога, и произнося оное, не соединять с ним правильной мысли. Сам же Георгий низложен был Александром как по другим причинам, так и потому, что оказался нечестивым, ибо, как сказано выше, был он пресвитером.

18) Одним словом, так они писали, как будто каждый оспаривал и состязался, кто из них более увеличит нечестие ереси и покажет ее в наибольшей наготе. Нет у меня в готовности их посланий или списков с них, чтобы переслать, а если угодно будет Богу и приобрету их, то исполню и это.