Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О СОБОРАХ, -БЫВШИХ В АРИМИНЕ -ИТАЛИЙСКОМ И В -СЕЛЕВКИИ ИСАВРИЙСКОЙ-1) И до вас, может

Арий и одинаково с ним мудрствующие и утверждающие: «из не сущих Бог создал Сына и наименовал Его Сыном Себе, Слово Божие есть одна из тварей, было, когда Его не было, Сын изменяем и, когда хочет, может изменяться», извержены были из Церкви блаженной памяти Александром.

15) Но Арий, изверженный и поощряемый Евсевием, изложил ересь свою письменно и в своей Талии, как соревнующий и складом и размером речи не кому-либо из разумных, но египтянину Сотаду, пишет многое, частью же следующее. 109 Ариевы хулы

Сам Бог, поскольку Он Бог, для всех неизречен. Один Он не имеет ни равного, ни подобного, ни подобославного Себе. Именуем же Его нерожденным ради рожденного по естеству, песнословим Его безначальным ради имеющего начала, чествуем Его вечным ради рожденного во времени. В начало созданного положил Сына Безначальный, и чадотворив Его, приял Себе в Сына. Ему несвойственно ничто из ипостасно свойственного Богу, потому что не равен и не единосущен Ему. Бог премудр, потому что Он учитель премудрости. Достаточным же доказательством, что Бог невидим для всех сотворенных через Сына, служит то, что Он невидим и Самому Сыну. Скажу точнее: как невидимый бывает видим Сыном, по той же силе, по какой может видеть Бог, и в своей мере, сколько позволительно, доступно Сыну видеть Отца. Таким образом, есть Троица, но славы не подобны и не смесны между собою Ипостаси, одна Ипостась до бесконечности преславнее другой по славе. Отец по сущности чужд Сына, потому что безначален. Разумей, что была единица, двойственности же не было, пока не осуществилась. Первоначально, когда нет еще Сына, есть Бог Отец. Потом не сущий Сын осуществился по Отчему изволению, и есть Единородный Бог, и чужд тому и другому, как премудрость стал премудростью по изволению премудрого Бога. А таким образом умопредставляется под многими таковыми умопредставлениями Духом, силою, премудростью, славою Божией, истиною, образом, Словом. Разумей также, что умопредставляется и сиянием, и светом. Совершенный может родить равного Сына, но превосходнейшего, или совершеннейшего, или б?льшего 110 не может. Сын каков, как велик, с какого мгновения и из чего Он есть по Божию изволению, как скоро произошел от Бога, Бог сый крепкий, прославляет отчасти Совершенного. Кратко сказать: Бог не изречен для Сына, потому что не сказано то, что есть Он сам для Себя, и потому ни единого из сказуемых не постигает Сын и не может изречь. Ибо невозможно Ему исследовать Отца, каков Он сам в Себе. Даже Сын не знает сам Своей сущности: будучи Сыном, действительно осуществился по изволению Отца. И как возможно, чтобы сущий от Отца постиг и ведал самого Родшего? Явно, что имеющему начало невозможно умопредставить или объять умом Безначального, каков Он есть.

16) В письме же к блаженной памяти епископу Александру ариане писали следующее:

Вера наша, приятая от предков, какой научились и от тебя, блаженный Папа, такова: ведаем Единого Бога, Единого нерожденного, Единого вечного, Единого безначального, Единого истинного, Единого имеющего бессмертие, Единого премудрого, Единого благого, Единого властителя, всех судия, правителя, домостроителя, непреложного, неизменяемого, праведного и благого — сего Бога и Закона, и пророков, и Нового Завета, прежде времен вечных родшего Единородного Сына, которым Он сотворил и веки, и всяческия, родшего же не мнимо, но действительно, собственным изволением создавшего непреложную, неизменяемую тварь Божию совершенную, но не как одну из тварей, рождение, но не как одного из рожденных, не исторжение, каково Отчее рождение по учению Валентина, не единосущную Блаженному Папе и епископу нашему Александру пресвитеры и диаконы желают о Господе радоваться. 111 часть, каково Отчее рождение, по изъяснению Манихея, не Сыноотца, как наименовал Савеллий, разделяя единицу, не светильник от светильника или свещник разделенный на два, как говорил Иеракас, и не прежде сущего, впоследствии же рожденного или возведенного в Сын, как и сам ты, блаженный Папа, среди церкви и на Соборе многократно осуждал дающих эти толкования, но как мы говорим, по воле Божией прежде времен и веков созданного, и жизнь, и бытие приявшего от Отца, который даровал Ему вместе и славу. Ибо Отец, дав Ему все в наследие, не лишил Себя того, что имеет в Себе нерожденно, потому что Он источник всего. Посему три Ипостаси. И как Бог, виновник всего, единственно безначален, так Сын не во времени рожденный от Отца и прежде веков созданный и положенный в основание, не был, пока не рожден, но не во времени рожденный прежде всего один есть от Отца. Ибо Он не вечен, или не совечен, или не сонерожден с Отцом и не вкупе со Отцом имеет бытие, как принадлежность, что утверждают иные, вводя два нерожденные начала, напротив того, Бог есть как единица и начало всего, так и прежде Сына, как мы научены этому тобою, проповедавшим среди церкви. Поколику от Бога имеет бытие, от Бога преданы Ему и слава, и жизнь, и все, потолику Бог Его начало. Ибо начальствует над Ним, как Бог Его и сущий прежде Его. Если же сказано из того (Рим 11:36), из чрева (Пс 109:3), изыдох от Отца и иду по Отцу (Ин 16:28), иными разумеется так, что Сын есть единосущная часть Его и исторжение, то Отец будет, по их мнению, сложным, делимым, изменяемым, бесплотный Бог, вследствие положения их, потерпит все сообразное телу. Вот часть того, чт? Ариевы 112 последователи изблевали из своего еретического сердца.

17) Но еще до состоявшегося в Никеи Собора Евсевий, Наркисс, Патрофил, Марин, Павлин, Феодот и Афанасий из Назарвов писали подобное сему, Евсевий же Никомидийский, превзойдя прочих, писал Арию: «прекрасно мудрствуя, желай, чтобы все так мудрствовали. Ибо всякому явно, что сотворенного не было, пока не приведено в бытие. Приведенное же в бытие имеет начало бытия». А Евсевий из Кесарии Палестинской, пиша к епископу Евфратиону, не убоялся явно сказать, что Христос не есть истинный Бог. И Афанасий из Назарвов еще открытее обнаружил ересь, говоря, что Сын Божий есть единая из ста овец. Ибо, пиша к епископу Александру, осмелился так сказать: «почему порицаешь ариан, если говорят, что Сын Божий произведен из не сущих, как тварь и есть единая из всех тварей? Поскольку в притче под именем ста овец разумеются все создания, то и Сын есть один из них. Посему ежели сии сто — не твари и не создания и есть еще нечто кроме ста, то и Сын будет не тварь и не одна из всех тварей. Если же сии сто означают все создания, и сверх сих ста нет ничего кроме Единого Бога, что несообразного говорят ариане, если и Христа включая в число сих ста, наименовали Его единым из всех?» Георгий же, который ныне в Лаодикии, а тогда был пресвитером александрийским и жил в Антиохии, писал к епископу Александру: «не порицай ариан, если говорят: было, когда Сына Божьего не было, ибо и Исаия был сын Амосов, однако же Ам был прежде, нежели получил бытие Исаия, и Исаии сперва не было, впоследствии же получил он бытие». К арианам же Георгий писал: «чт? порицаете Папу Александра, который 113 говорит: Сын от Отца? И вы не бойтесь говорить: Сын от Бога. Если апостол написал: вся же от Бога (1 Кор 11:12), а все, как известно, сотворено из не сущих, и Сын есть тварь и единый из сотворенных, то можно сказать, что и Сын от Бога, так как говорится, что и все от Бога». У сего-то Георгия научились мудрствующие по-ариански лицемерно употреблять выражение от Бога, и произнося оное, не соединять с ним правильной мысли. Сам же Георгий низложен был Александром как по другим причинам, так и потому, что оказался нечестивым, ибо, как сказано выше, был он пресвитером.

18) Одним словом, так они писали, как будто каждый оспаривал и состязался, кто из них более увеличит нечестие ереси и покажет ее в наибольшей наготе. Нет у меня в готовности их посланий или списков с них, чтобы переслать, а если угодно будет Богу и приобрету их, то исполню и это.

Некто же Астерий из Каппадокии, многоглавый софист, один из последователей Евсевиевых, поскольку в прежнее гонение при деде Констанциевом принес жертву и не мог быть ими введен в клир, то с согласия последователей Евсевиевых и в угодность им пишет сочинение, равняющееся по дерзости его жертвоприношению, потому что приравнял в нем ко Христу, даже предпочел Ему гусеницу и саранчу и говорит, что кроме Христа есть в Боге иная премудрость, зиждительница Христа и мира! Он обошел сирийские и иные Церкви по распоряжению евсевиан, чтобы однажды решившись отречься, и теперь ему дерзко восставать против истины. Так, этот на все продерзливый человек проникал в места ему недозволенные и, сидя на месте клириков, читал всенародно свое сочинение, хотя иные и негодовали 114 на него. В сочинении этом писано многое, часть же его составляет следующее: «не сказал блаженный Павел, что проповедует Христа, собственную Его, то есть Божью силу или премудрость, но говорит без этого присовокупления: Божию силу и Божию премудрость (1 Кор 1:24), проповедуя тем, что есть иная собственная сила самого Бога, Ему врожденная и несозданно соприсущая, и она-то есть родшая Христа и зиждительница всего мира, о ней, научая в Послании к римлянам, апостол сказал: невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божеств? (Рим 1:20). Как никто не скажет, что наименованное здесь Божество есть Христос, а напротив того, это есть сам Отец, так, думаю, и присносущная Его сила есть не Единородный Бог, но родший Отец. Учит же апостол, что иная есть сила и премудрость Божия, именно являемая через Христа и извествуемая самими делами Его служения». И еще: «хотя присносущая Его сила и Премудрость, которая по доводам истины оказывается безначальною и нерожденною, без сомнения, может быть одна и та же, но и многие, отдельно Им сотворенные силы, из которых Христос первороден и единороден, все подобно зависят от Создавшего и все справедливо именуются силами самого Сотворшего и Приводящего их в действие. Например, пророк говорит, что саранчу, посылаемую Богом в наказание за грехи человеческие, сам Бог называет не только силою Божиею, но и силою великою (Иоил 2:25). И блаженный Давид во многих псалмах не только ангелам, но и силам повелевает хвалить Бога, и всех приглашая к песнословию, изображает их множество, не отрекается именовать их служителями Божиими и учит их творить волю Божию» (Пс 102:21; 148:2–12). 115

19) И отважившись так хулить Спасителя, не удовольствовался он тем, но простер хулы на Него еще далее, говоря: «Сын есть один из всех, потому что Он первый из созданных и единое из умных естеств. И как солнце в видимом мире есть одна из вещей видимых и по повелению Божию сияет всему миру, так Сын, будучи одним из умных естеств, и сам светит и сияет для всех сущих в мире мысленном». И еще говорит он, что «было, когда Сын не был», пиша так: «Отец до рождения Сына имел предварительное познание, как рождать, потому что и врач до врачевания имеет познание, как врачевать». И еще говорит: «по благотворной щедрости создан Сын и по избытку сил сотворил Его Отец». И еще: «если воля Божия простерлась на все по порядку творения, то явно, что и Сын как тварь по изволению Божию получил бытие и сотворен». Все это написал один Астерий, но с ним разделяли мудрование его и сообщники Евсевиевы.

Вот за что они подвизаются, вот ради чего восстают на древний Собор! Сошедшиеся на Соборе написали не что-либо подобное им, а напротив того, предали анафеме арианскую ересь, которую старались они поддержать. Посему-то ариане софиста Астерия, принесшего жертву, выставили защитником своего нечестия, чтобы неудержимо говорил он против Господа и сладкоречием своим вводил в заблуждение простодушных. Невежды сии не знали, что делают это сами против себя. Зловоние идольской жертвы, принесенной их защитником, еще более обнаружило христоборную ересь. Посему и ныне все приводят они в движение и смятение, думая, что если многих умертвят и каждый месяц составлять будут Соборы, то 116 определение, произнесенное на арианскую ересь, со временем перестанет быть действительным. Кажется, что не знают они также или и знают, но притворяются незнающими, что и до Никейского Собора ненавистна была ересь сия, когда полагали ей начало Артема, а прежде него сонмище Каиафы и тогдашних фарисеев. Но и всегда ненавистно и не престанет быть ненавистным это христоборное сборище, потому что вожделенно имя Господне, и вся тварь преклоняет колена и исповедует, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил 2:11).

21) Впрочем, не устали они составлять частые Соборы против вселенского Собора. И хотя после Никейскаго Собора Евсевиевы сообщники были низложены, но по времени бесстыдно вторгшись в Церкви, начали они злоумышлять на прекословящих им епископов и вместо них поставлять в Церкви приверженых к их ереси, чтобы созывать Соборы, когда хотят, имея у себя помощников, которых нарочно для сего заготовили. Так собираются они в Иерусалиме и пишут следующее:

Святой Собор, по благодати Божией составленный в Иерусалиме, Церкви Божией в Александрии и сущим во всем Египте, в Фиваиде, Ливии и Пентаполе и во всей вселенной епископам, пресвитерам и диаконам желает о Господе радоватися (335 г ).

Когда собрались все мы из разных областей на великое празднество, какое совершили при освящении Спасителева храма, Царю всех Богу и Христу Его устроенного тщанием боголюбивейшего Царя Константина, тогда благодать Христова всем нам даровала великую радость. Соделал же оную сам боголюбивейший Царь, собственными своими посланиями побудив нас, как и надлежало, чтобы изгнав из Церкви Божией всякую зависть и не 117 позволяя приближаться всякой ненависти, разделявшей прежде члены Христовы, в простоте души и миролюбиво приняли мы державшихся Ария, которых ненавистница добра — зависть некоторое время заставила быть вне Церкви. Боголюбивейший Царь посланием своим засвидетельствовал правоту веры сих мужей, о которой сам лично у них доведался и, выслушав изустное исповедание, одобрил его и нам сделал известным, приложив к посланию своему письменное изложение их православия, каковое и мы все признали здравым и церковным. И это требование Царя — принять и присоединить к Церкви Божией мужей сих было справедливо, как усмотрите и сами вы из списков сего послания, пересылаемого к вашему благоговению. Уверены мы, что и у вас самих, как бы по восприятии собственных членов тела своего, будут великая радость и веселие, потому что вы признаете в них и примете собственную свою утробу, братий и отцов своих по возвращении к вам, не только пресвитеров, державшихся Ария, но и всего народа и того многолюдства, какое, по причине упомянутых мужей, долгое время было в разделении с вами. И действительно, вам, узнав, что совершено здесь, и как мужи сии допущены и приняты в общение таким святым Собором, прилично будет и самим со всем усердием облобызать союз и мир с собственными своими членами, тем более что изложение веры их несомненно хранит в себе всеми исповедуемое апостольское предание и учение.

22) Таково было начало их Соборов. И здесь уже они вскоре обнаружили намерение свое и не могли скрыть его. Сказав, что изгнана ими всякая зависть, и по удалении с престола епископа александрийского Афанасия написав, что приняты Арий 118 и его сообщники, показали тем, что для сего самаго злоумышляли они против Афанасия, злоумышляли и против всех прочих прекословивших им епископов, чтобы принять ариан и ересь ввести в Церковь. И хотя на Соборе сем восхвалили все зломудренное Ариево учение, предписали принять в общение ариан, сделав это наперед сами, однако же рассуждая, что не достает еще чего-то к исполнению их намерения, составляют Собор в Антиохии, под видом так называемых обновлений. И поскольку все и всегда обвиняли их в ереси, то пишут разно: одно так, а другое иначе. И в одном послании написано ими следующее (341 г. ):