Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О СОБОРАХ, -БЫВШИХ В АРИМИНЕ -ИТАЛИЙСКОМ И В -СЕЛЕВКИИ ИСАВРИЙСКОЙ-1) И до вас, может

Некто же Астерий из Каппадокии, многоглавый софист, один из последователей Евсевиевых, поскольку в прежнее гонение при деде Констанциевом принес жертву и не мог быть ими введен в клир, то с согласия последователей Евсевиевых и в угодность им пишет сочинение, равняющееся по дерзости его жертвоприношению, потому что приравнял в нем ко Христу, даже предпочел Ему гусеницу и саранчу и говорит, что кроме Христа есть в Боге иная премудрость, зиждительница Христа и мира! Он обошел сирийские и иные Церкви по распоряжению евсевиан, чтобы однажды решившись отречься, и теперь ему дерзко восставать против истины. Так, этот на все продерзливый человек проникал в места ему недозволенные и, сидя на месте клириков, читал всенародно свое сочинение, хотя иные и негодовали 114 на него. В сочинении этом писано многое, часть же его составляет следующее: «не сказал блаженный Павел, что проповедует Христа, собственную Его, то есть Божью силу или премудрость, но говорит без этого присовокупления: Божию силу и Божию премудрость (1 Кор 1:24), проповедуя тем, что есть иная собственная сила самого Бога, Ему врожденная и несозданно соприсущая, и она-то есть родшая Христа и зиждительница всего мира, о ней, научая в Послании к римлянам, апостол сказал: невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божеств? (Рим 1:20). Как никто не скажет, что наименованное здесь Божество есть Христос, а напротив того, это есть сам Отец, так, думаю, и присносущная Его сила есть не Единородный Бог, но родший Отец. Учит же апостол, что иная есть сила и премудрость Божия, именно являемая через Христа и извествуемая самими делами Его служения». И еще: «хотя присносущая Его сила и Премудрость, которая по доводам истины оказывается безначальною и нерожденною, без сомнения, может быть одна и та же, но и многие, отдельно Им сотворенные силы, из которых Христос первороден и единороден, все подобно зависят от Создавшего и все справедливо именуются силами самого Сотворшего и Приводящего их в действие. Например, пророк говорит, что саранчу, посылаемую Богом в наказание за грехи человеческие, сам Бог называет не только силою Божиею, но и силою великою (Иоил 2:25). И блаженный Давид во многих псалмах не только ангелам, но и силам повелевает хвалить Бога, и всех приглашая к песнословию, изображает их множество, не отрекается именовать их служителями Божиими и учит их творить волю Божию» (Пс 102:21; 148:2–12). 115

19) И отважившись так хулить Спасителя, не удовольствовался он тем, но простер хулы на Него еще далее, говоря: «Сын есть один из всех, потому что Он первый из созданных и единое из умных естеств. И как солнце в видимом мире есть одна из вещей видимых и по повелению Божию сияет всему миру, так Сын, будучи одним из умных естеств, и сам светит и сияет для всех сущих в мире мысленном». И еще говорит он, что «было, когда Сын не был», пиша так: «Отец до рождения Сына имел предварительное познание, как рождать, потому что и врач до врачевания имеет познание, как врачевать». И еще говорит: «по благотворной щедрости создан Сын и по избытку сил сотворил Его Отец». И еще: «если воля Божия простерлась на все по порядку творения, то явно, что и Сын как тварь по изволению Божию получил бытие и сотворен». Все это написал один Астерий, но с ним разделяли мудрование его и сообщники Евсевиевы.

Вот за что они подвизаются, вот ради чего восстают на древний Собор! Сошедшиеся на Соборе написали не что-либо подобное им, а напротив того, предали анафеме арианскую ересь, которую старались они поддержать. Посему-то ариане софиста Астерия, принесшего жертву, выставили защитником своего нечестия, чтобы неудержимо говорил он против Господа и сладкоречием своим вводил в заблуждение простодушных. Невежды сии не знали, что делают это сами против себя. Зловоние идольской жертвы, принесенной их защитником, еще более обнаружило христоборную ересь. Посему и ныне все приводят они в движение и смятение, думая, что если многих умертвят и каждый месяц составлять будут Соборы, то 116 определение, произнесенное на арианскую ересь, со временем перестанет быть действительным. Кажется, что не знают они также или и знают, но притворяются незнающими, что и до Никейского Собора ненавистна была ересь сия, когда полагали ей начало Артема, а прежде него сонмище Каиафы и тогдашних фарисеев. Но и всегда ненавистно и не престанет быть ненавистным это христоборное сборище, потому что вожделенно имя Господне, и вся тварь преклоняет колена и исповедует, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил 2:11).

21) Впрочем, не устали они составлять частые Соборы против вселенского Собора. И хотя после Никейскаго Собора Евсевиевы сообщники были низложены, но по времени бесстыдно вторгшись в Церкви, начали они злоумышлять на прекословящих им епископов и вместо них поставлять в Церкви приверженых к их ереси, чтобы созывать Соборы, когда хотят, имея у себя помощников, которых нарочно для сего заготовили. Так собираются они в Иерусалиме и пишут следующее:

Святой Собор, по благодати Божией составленный в Иерусалиме, Церкви Божией в Александрии и сущим во всем Египте, в Фиваиде, Ливии и Пентаполе и во всей вселенной епископам, пресвитерам и диаконам желает о Господе радоватися (335 г ).

Когда собрались все мы из разных областей на великое празднество, какое совершили при освящении Спасителева храма, Царю всех Богу и Христу Его устроенного тщанием боголюбивейшего Царя Константина, тогда благодать Христова всем нам даровала великую радость. Соделал же оную сам боголюбивейший Царь, собственными своими посланиями побудив нас, как и надлежало, чтобы изгнав из Церкви Божией всякую зависть и не 117 позволяя приближаться всякой ненависти, разделявшей прежде члены Христовы, в простоте души и миролюбиво приняли мы державшихся Ария, которых ненавистница добра — зависть некоторое время заставила быть вне Церкви. Боголюбивейший Царь посланием своим засвидетельствовал правоту веры сих мужей, о которой сам лично у них доведался и, выслушав изустное исповедание, одобрил его и нам сделал известным, приложив к посланию своему письменное изложение их православия, каковое и мы все признали здравым и церковным. И это требование Царя — принять и присоединить к Церкви Божией мужей сих было справедливо, как усмотрите и сами вы из списков сего послания, пересылаемого к вашему благоговению. Уверены мы, что и у вас самих, как бы по восприятии собственных членов тела своего, будут великая радость и веселие, потому что вы признаете в них и примете собственную свою утробу, братий и отцов своих по возвращении к вам, не только пресвитеров, державшихся Ария, но и всего народа и того многолюдства, какое, по причине упомянутых мужей, долгое время было в разделении с вами. И действительно, вам, узнав, что совершено здесь, и как мужи сии допущены и приняты в общение таким святым Собором, прилично будет и самим со всем усердием облобызать союз и мир с собственными своими членами, тем более что изложение веры их несомненно хранит в себе всеми исповедуемое апостольское предание и учение.

22) Таково было начало их Соборов. И здесь уже они вскоре обнаружили намерение свое и не могли скрыть его. Сказав, что изгнана ими всякая зависть, и по удалении с престола епископа александрийского Афанасия написав, что приняты Арий 118 и его сообщники, показали тем, что для сего самаго злоумышляли они против Афанасия, злоумышляли и против всех прочих прекословивших им епископов, чтобы принять ариан и ересь ввести в Церковь. И хотя на Соборе сем восхвалили все зломудренное Ариево учение, предписали принять в общение ариан, сделав это наперед сами, однако же рассуждая, что не достает еще чего-то к исполнению их намерения, составляют Собор в Антиохии, под видом так называемых обновлений. И поскольку все и всегда обвиняли их в ереси, то пишут разно: одно так, а другое иначе. И в одном послании написано ими следующее (341 г. ):

«Не были мы последователями Ариевыми, ибо как нам, быв епископами, последовать пресвитеру? Не принимали мы иной какой-либо веры, кроме преданной изначала, напротив того, став исследователями и испытателями веры его, скорее сами приблизили его к себе, нежели ему последовали, что и узнаете из следующих наших слов. Изначала научились мы веровать в Единого Бога, Бога всяческих, Зиждителя и Промыслителя всего мысленного и чувственного и в Единого Сына Божьего Единородного, сущего прежде всех веков и соприсущего родшему Его Отцу — Сына, которым приведено в бытие все видимое и невидимое и который по благоволению Отца в последние дни снисшел, приял плоть от Девы, исполнил всю Отчую волю, пострадал, воскрес, восшел на небеса, сидит одесную Отца, и паки прийдет судить живых и мертвых, и пребывает Царем и Богом во веки. Веруем также и в Духа Святаго. А если должно присовокупить, то веруем и в воскресение плоти и в жизнь вечную».

23) В другом послании, во время тех же обновлений, 119 излагают они вторично, как бы раскаиваясь в изложенном прежде и придумывая нечто новое и большее, именно же следующее (341 г. ):

«Согласно с Евангельским и апостольским преданием, веруем в Единого Бога Отца, Вседержителя, Зиждителя, Творца и Промыслителя всяческих, от которого все. И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Его, Единородного Бога, которым все, рожденного прежде веков от Отца, Бога от Бога, всецелого от всецелого, единственного от единственного, совершенного от совершенного, Царя от Царя, Господа от Господа, живое Слово, живую Премудрость, истинный свет, путь, истину, воскресение, Пастыря, дверь, непреложного и неизменяемого, безразличный образ Отчего Божества, Отчей сущности, воли, силы и славы, перворожденного всей твари, сущего вначале у Бога, Бога Слова по изреченному в Евангелии: и Бог бе Слово (Ин 1:1), Имже вся быша и в Немже всяческая состоятся, в последние дни сошедшего свыше, родившегося от Девы по Писаниям, соделавшегося человеком, ходатая Бога и человеков, посланника веры нашей, начальника жизни (как Сам говорит: яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю Пославшаго Мя (Ин 6:38), пострадавшего за нас, воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, сидящего одесную Отца, и паки грядущего со славою и силою судить живых и мертвых. И в Духа Святаго, подаваемого верующим в утешение, освящение и совершение, как и Господь наш Иисус Христос заповедал ученикам, говоря: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Свя-таго Духа (Мф 28:19), то есть Отца, истинно сущего Отца, Сына, истинно сущего Сына, Святаго Духа, истинно сущего Святаго Духа, так что не 120 просто и не напрасно полагаются сии имена, но означают в точности собственную каждого из именуемых Ипостась, Его чин и славу, почему по Ипостаси Три, а по согласию Един. Содержа сию веру и содержа ее от начала до конца пред Богом и Христом, анафематствуем всякое еретическое зловерие. И если кто учит вопреки здравой и правой вере Писаний, говоря, что были или совершились или время, или век прежде рождения Сына, то да будет анафема. И если кто говорит, что Сын есть тварь как одна из тварей, или рождение как одно из рождений, или произведение как одно из произведений, а не как передали нам божественные Писания и как выше по порядку было сказано, или если учит или благовествует что-либо иное вопреки тому, что мы прияли, то да будет анафема. Ибо всему, что из божественных Писаний передано пророками и апостолами, истинно богобоязненно мы веруем и последуем».

24) А некто Феофроний, епископ тианский, сам составив следующее исповедание веры, предложил его всем, и все, приняв это вероисповедание, подписались к нему (341 г.).

«Известно Богу, которого призываю во свидетели о душе моей, что верую так: в Бога, Отца, Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже вся (1 Кор 8:6). И в Сына Его Единородного, Бога Слова, Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, Имже вся, рожденного от Отца прежде веков, Бога совершеннго от Бога совершенного, ипостасно сущего у Бога, напоследок же дней снисшедшего и родившегося от Девы по Писаниям, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего из мертвых, восшедшего на небеса, сидящего одесную Отца Своего, и паки грядущего со славою и силою судить живых и 121 мертвых, и пребывающего во веки. И в Духа Святаго, Утешителя, Духа истины, котораго и Бог через пророка обетовал излиять на рабов Своих, и Господь обетовал послать и послал, ученикам Своим, как свидетельствуют Деяния апостольские. Если же кто учит чему или в себе содержит что, кроме сей веры, то да будет анафема. И если кто единомышлен с Маркеллом Анкирским, или Савеллием, или Павлом Самосатским. то анафема и сам он и все имеющие с ним общение».

25) Собралось же на обновление храма девяносто епископов в ипатство Маркеллина и Провина, в 14-й индикт, в бытность там злочестивого Констанция. Сделав все это в Антиохии на обновлении храма и думая, что написали еще несовершенно, и кружась мыслью, через несколько месяцев сложили опять иное писание о вере, отправили в Галлию Наркисса, Марина, Феодора и Марка, которые как посланные Собором блаженной памяти Августу Константу и всем тамошним сообщили следующее (341 г.).

«Веруем в Единого Бога, Отца Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф 3:15), и в Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденного от Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Имже быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая (Кол 1:16), сущее Слово, Премудрость, силу, жизнь, Свет истинный, напоследок дней вочеловечившегося ради нас и родившегося от Святой Девы, распятого, умершего, погребенного, воскресшего из мертвых в третий день, взятого на небо, сидящего одесную Отца и при скончании века имеющего прийти судить живых и мертвых и воздать каждому по 122 делам его, и царство Его ненарушимо пребудет в бесконечные веки, потому что не только в сей, но и в будущий век будет Он возседать одесную Отца. И в Духа Святаго, то есть Утешителя, которого (Христос), обетовав апостолам, по восшествии Своем на небеса послал научить их и воспомянуть им все, и которым освятятся души искренно в Него уверовавших. Утверждающих же, что Сын из не сущих или от иной Ипостаси, а не от Бога, и что было время, когда Его не было, вселенская Церковь признает чуждыми».