Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О СОБОРАХ, -БЫВШИХ В АРИМИНЕ -ИТАЛИЙСКОМ И В -СЕЛЕВКИИ ИСАВРИЙСКОЙ-1) И до вас, может

«Не были мы последователями Ариевыми, ибо как нам, быв епископами, последовать пресвитеру? Не принимали мы иной какой-либо веры, кроме преданной изначала, напротив того, став исследователями и испытателями веры его, скорее сами приблизили его к себе, нежели ему последовали, что и узнаете из следующих наших слов. Изначала научились мы веровать в Единого Бога, Бога всяческих, Зиждителя и Промыслителя всего мысленного и чувственного и в Единого Сына Божьего Единородного, сущего прежде всех веков и соприсущего родшему Его Отцу — Сына, которым приведено в бытие все видимое и невидимое и который по благоволению Отца в последние дни снисшел, приял плоть от Девы, исполнил всю Отчую волю, пострадал, воскрес, восшел на небеса, сидит одесную Отца, и паки прийдет судить живых и мертвых, и пребывает Царем и Богом во веки. Веруем также и в Духа Святаго. А если должно присовокупить, то веруем и в воскресение плоти и в жизнь вечную».

23) В другом послании, во время тех же обновлений, 119 излагают они вторично, как бы раскаиваясь в изложенном прежде и придумывая нечто новое и большее, именно же следующее (341 г. ):

«Согласно с Евангельским и апостольским преданием, веруем в Единого Бога Отца, Вседержителя, Зиждителя, Творца и Промыслителя всяческих, от которого все. И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Его, Единородного Бога, которым все, рожденного прежде веков от Отца, Бога от Бога, всецелого от всецелого, единственного от единственного, совершенного от совершенного, Царя от Царя, Господа от Господа, живое Слово, живую Премудрость, истинный свет, путь, истину, воскресение, Пастыря, дверь, непреложного и неизменяемого, безразличный образ Отчего Божества, Отчей сущности, воли, силы и славы, перворожденного всей твари, сущего вначале у Бога, Бога Слова по изреченному в Евангелии: и Бог бе Слово (Ин 1:1), Имже вся быша и в Немже всяческая состоятся, в последние дни сошедшего свыше, родившегося от Девы по Писаниям, соделавшегося человеком, ходатая Бога и человеков, посланника веры нашей, начальника жизни (как Сам говорит: яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю Пославшаго Мя (Ин 6:38), пострадавшего за нас, воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, сидящего одесную Отца, и паки грядущего со славою и силою судить живых и мертвых. И в Духа Святаго, подаваемого верующим в утешение, освящение и совершение, как и Господь наш Иисус Христос заповедал ученикам, говоря: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Свя-таго Духа (Мф 28:19), то есть Отца, истинно сущего Отца, Сына, истинно сущего Сына, Святаго Духа, истинно сущего Святаго Духа, так что не 120 просто и не напрасно полагаются сии имена, но означают в точности собственную каждого из именуемых Ипостась, Его чин и славу, почему по Ипостаси Три, а по согласию Един. Содержа сию веру и содержа ее от начала до конца пред Богом и Христом, анафематствуем всякое еретическое зловерие. И если кто учит вопреки здравой и правой вере Писаний, говоря, что были или совершились или время, или век прежде рождения Сына, то да будет анафема. И если кто говорит, что Сын есть тварь как одна из тварей, или рождение как одно из рождений, или произведение как одно из произведений, а не как передали нам божественные Писания и как выше по порядку было сказано, или если учит или благовествует что-либо иное вопреки тому, что мы прияли, то да будет анафема. Ибо всему, что из божественных Писаний передано пророками и апостолами, истинно богобоязненно мы веруем и последуем».

24) А некто Феофроний, епископ тианский, сам составив следующее исповедание веры, предложил его всем, и все, приняв это вероисповедание, подписались к нему (341 г.).

«Известно Богу, которого призываю во свидетели о душе моей, что верую так: в Бога, Отца, Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже вся (1 Кор 8:6). И в Сына Его Единородного, Бога Слова, Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, Имже вся, рожденного от Отца прежде веков, Бога совершеннго от Бога совершенного, ипостасно сущего у Бога, напоследок же дней снисшедшего и родившегося от Девы по Писаниям, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего из мертвых, восшедшего на небеса, сидящего одесную Отца Своего, и паки грядущего со славою и силою судить живых и 121 мертвых, и пребывающего во веки. И в Духа Святаго, Утешителя, Духа истины, котораго и Бог через пророка обетовал излиять на рабов Своих, и Господь обетовал послать и послал, ученикам Своим, как свидетельствуют Деяния апостольские. Если же кто учит чему или в себе содержит что, кроме сей веры, то да будет анафема. И если кто единомышлен с Маркеллом Анкирским, или Савеллием, или Павлом Самосатским. то анафема и сам он и все имеющие с ним общение».

25) Собралось же на обновление храма девяносто епископов в ипатство Маркеллина и Провина, в 14-й индикт, в бытность там злочестивого Констанция. Сделав все это в Антиохии на обновлении храма и думая, что написали еще несовершенно, и кружась мыслью, через несколько месяцев сложили опять иное писание о вере, отправили в Галлию Наркисса, Марина, Феодора и Марка, которые как посланные Собором блаженной памяти Августу Константу и всем тамошним сообщили следующее (341 г.).

«Веруем в Единого Бога, Отца Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф 3:15), и в Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденного от Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Имже быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая (Кол 1:16), сущее Слово, Премудрость, силу, жизнь, Свет истинный, напоследок дней вочеловечившегося ради нас и родившегося от Святой Девы, распятого, умершего, погребенного, воскресшего из мертвых в третий день, взятого на небо, сидящего одесную Отца и при скончании века имеющего прийти судить живых и мертвых и воздать каждому по 122 делам его, и царство Его ненарушимо пребудет в бесконечные веки, потому что не только в сей, но и в будущий век будет Он возседать одесную Отца. И в Духа Святаго, то есть Утешителя, которого (Христос), обетовав апостолам, по восшествии Своем на небеса послал научить их и воспомянуть им все, и которым освятятся души искренно в Него уверовавших. Утверждающих же, что Сын из не сущих или от иной Ипостаси, а не от Бога, и что было время, когда Его не было, вселенская Церковь признает чуждыми».

26) Но как бы раскаявшись и в этом, через три года, собирают опять свое соборище, и Евдоксия, Мартирия и Македония киликийскаго и с ними некоторых других посылают в области италийския отнести исповедание веры, писанное многими, в котором сделаны были весьма многие прибавления сверх прежних. Как придумавшие нечто новое, отправились они в путь, неся с собою следующее (344 или 345 г.)

«Веруем в Единого Бога, Отца Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже всяко отечество на небеси и на земли именуется. И в Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденного от Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Имже быша всяческая, яже на небеси и яже на земли видимая и невидимая, сущее Слово, Премудрость, силу, жизнь, свет истинный, напоследок дней вочеловечившегося ради нас и родившегося от Святой Девы, распятого, умершего, погребенного, воскресшего из мертвых в третий день, взятого на небо и сидящего одесную Отца, при скончании века имеющего прийти судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его, и царство Его непрекращаемое пребудет в нескончаемые веки, потому что не только в сем, но 123 и в будущем веке будет восседать одесную Отца. Веруем и в Духа Святаго, то есть Утешителя, которого (Христос), обетовав апостолам, по восшествии на небо послал научить их и воспомянуть им все, и которым освятятся души искренно в Него уверовавших.

А утверждающих, что Сын из не сущих или от иной Ипостаси, а не от Бога и что было время или был век, когда Его не было, вселенская и святая Церковь признает чуждыми. Подобно сему и утверждающих, что три Бога, или что Христос — не Бог, или что Он не есть ни Христос, ни Сын Божий прежде веков, и что Один и тот же есть Отец и Сын, или Святый Дух, или что Сын не рожден, или что Отец родил Сына не по хотению и не по изволению, святая и вселенская Церковь анафематствует.

Ибо небезопасно говорить, что Сын из не сущих (потому что в богодухновенных Писаниях о Нем нигде сего не говорится), и что Он от какой-либо иной предсуществовавшей Ипостаси, кроме Отца, напротив же того утверждаем, что Сын преискренно рожден от Единого Отца, ибо, как Божие слово учит, един, не рожден и безначален Отец Христов. Не должно же с теми, которые не на основании Писания опрометчиво утверждают, что было, когда Сына не было, представлять мысленно прежде Него какой-то временный промежуток, а не Единого, не во времени родшего Его Бога, ибо времена и веки Им сотворены. Не должно же почитать Сына так же безначальным и нерожденным, как и Отца, ибо никто не может в собственном смысле быть назван отцом, или Сыном, собезначального и купно нерожденного. Напротив того знаем, что Единый Отец, который безначален и нерожден, родил Сына для всех неизреченно и 124 непостижимо, и Сын родился прежде веков, и уже не есть подобно Отцу не рожден, но имеет началом родшего Отца ибо глава Христу Бог (1 Кор 11:3).

Исповедуя по Писаниям трех (???? ????????) и три Лица, Отца и Сына и Святаго Духа, не творим поэтому трех Богов, ибо знаем Единого только самосовершенного, нерожденного, безначального, невидимого Бога, который есть Бог и Отец Единородного, един имеет бытие Сам от Себя и един независтно дарует оное всем иным. Но говоря, что Отец Господа нашего Иисуса Христа есть Единый только Бог, Единый нерожденный, не отрицаем через сие, что и Христос есть Бог прежде веков, как делают последователи Павла Самосатского, утверждающие, что Христос обожен впоследствии по вочеловечении и за преспеяние, тогда как по естеству был простой человек. Ибо знаем, что Он, хотя покорен Отцу и Богу, однако же прежде веков рожден от Бога и есть по естеству совершенный и истинный Бог, и не из человека соделался впоследствии Богом, но есть Бог, ради нас вочеловечившийся и нимало не утративший Божества.

Сверх сего, проклинаем и анафематствуем тех, которые ложно именуют Сына только простым Божиим Словом неосуществившимся, имеющим бытие в другом и называемым теперь у иных то словом произносимым, то словом внутренним. проклинаем тех, которым угодно, чтобы Сын не прежде веков был Христом и Сыном Божиим, и Ходатаем, и Образом Божиим, но с того только времени стал Христом и Сыном Божиим, как от Девы приял нашу плоть, то есть не прежде, как за четыреста неполных лет. Ибо им желательно, чтобы Христос с сего только времени имел начало царствования, которое и кончилось бы по скончании века и после суда. 125

И таковы суть последователи Маркелла и Скотина анкирогалатских, которые, под мнимым предлогом — установить единоначалие, подобно иудеям, отвергают предвечное бытие, Божество и нескончаемое царство Христово. Мы же знаем, что Сын — не просто произносимое или внутреннее Божие слово, но живое, самостоятельное Слово, Бог, Сын Божий и Христос, не по предведению прежде веков соприсущий и сопребывающий с Отцом Своим, но послуживший Ему во всяком создании как видимого, так и невидимого. Ибо Он есть Тот самый, Кому сказал Отец: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт 1:26). Он самолично являлся Патриархам, дал закон, глаголил через пророков, напоследок вочеловечился, явил Отца Своего всем людям и царствует нескончаемые веки. Не новое достоинство приял Христос, но веруем, что Он искони совершен и во всем подобен Отцу.