Объяснение церковных молитв детям

Избавь нас от лукавого. Вот еще о чем Иисус Христос научил нас просить Небесного Отца, - избавить нас от лукавого. А кто и что понимается под лукавым? - Под лукавым понимается дурное, злое дело - грех, а также злой дух, соблазняющий человека на грехи. Человек склонен к дурному, злому от природы. Он знает, что злое для него вредно, что за дурные дела его могут наказать родители, начальники и Сам Бог, но все-таки делает злое. Поэтому Иисус Христос и научил нас просить у Небесного Отца Божественной помощи для борьбы со злом. Действительно, человеку необходимо бороться со злом. Мы и сами-то по себе склонны к дурному, а тут еще злой дух смущает нас. Иногда он не дает покоя человеку, соблазняя его на грех... И каких-каких лукавых мыслей он не внушит ему! "Никто ведь не узнает, что ты поступил плохо, поленись, полакомься, возьми чужое и т. д.; ведь ты от этого получишь удовольствие, а когда тебя спросят, зачем ты сделал, что не следует, ты не говори правды, а скажи, что я этого не делал, придумай что-нибудь в свое оправдание, тем дело и кончится". Так обычно злой дух нас склоняет к дурному. И вот, когда слабый человек поддастся его обольщениям (а это бывает, дети, с нами, когда мы полагаемся на свои слабые силы и не просим Небесного Отца нашего помочь нам прогнать от себя злого духа), то человеку становится стыдно, совесть его начинает мучить за дурное дело. Спросят его родители или начальники: зачем ты сделал плохо, ему будет стыдно сказать правду, он и начнет что-нибудь придумывать в оправдание свое - лгать. Так злой дух доводит слабого человека до лукавства, самого постыдного и дурного дела. Недаром же, дети, злые дела иначе еще называются лукавыми: начинаются они с лукавых наветов диавола, кончаются тем, что сделавшие их лукавят перед родителями или начальниками. Нужно, дети, усерднее просить Небесного Отца об избавлении нас от злых дел, то есть грехов, и особенно от диавола, который соблазняет нас на злые дела.

О чем Иисус Христос научил нас еще просить Небесного Отца? Кто и что понимается под лукавым? Может ли человек без Божией помощи избавиться от зла? Как диавол склоняет человека на зло? Почему человек, сделав дурно, лжет? Как еще называется зло? Скажите все, о чем просили Небесного Отца в молитве Господней.

Ибо Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. Попросили мы, дети, у Небесного Отца всего необходимого нам; попросили все, что потребно для благополучной жизни на земле и для вечного блаженства на небе. Но подаст ли нам Небесный Отец то, чего мы просили у Него? Подаст и всегда будет подавать, если только мы будем просить у Него с твердой верой и благодарить Его от чистого сердца за все милости, которые получаем от Него. Поэтому Иисус Христос научил нас в конце молитвы Господней прославлять Небесного Отца следующими словами: Ибо Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Эти слова молитвы Господней называются славословием, потому что в них мы прославляем Небесного Отца как Великого Царя и Всемогущего Бога, во власти Которого наша жизнь, наше благополучие. Сердечным славословием, или прославлением Небесного Отца, мы и можем благодарить Его за все, что получаем от Него. Будем же, дети, это помнить и остерегаться прогневать Небесного Отца нашим невниманием к Его бесконечному величию и силе, а особенно нашей неблагодарностью за получаемые от Него милости. По-церковному славословие молитвы Господней звучит так: Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. Здесь слово яко сказано вместо ибо. Аминь, вы знаете, дети, зачем прибавляется к молитвам? Расскажите.

Просили ли мы, дети, себе еще что-то у Небесного Отца? А подаст ли Он нам то, что мы просили у Него? Какими словами научил нас Иисус Христос заканчивать молитву Господню? Как называются эти слова? Что мы выражаем славословием Небесному Отцу? О чем мы в жизни должны больше всего помнить и чего остерегаться? Как звучит славословие молитвы Господней по-церковному? Какие слова разговорной речи сказаны по-церковному иначе? Как по-церковному сказано слово ибо?

14. Утренняя молитва

В молитве Господней мы, дети, просили у Небесного Отца всего необходимого нам для благополучной жизни; только просили всего каждый не себе одному, а вообще всем нам; говорили Богу так: дай нам необходимого хлеба; прости нам наши грехи; не доводи нас до несчастья. А ведь у каждого из нас, дети, есть и свои особенные нужды, так поэтому нельзя ли нам попросить Бога помочь отдельно каждому из нас, в чем мы нуждаемся? Конечно, можно и это; Бог так любит нас, что позволяет каждому для одного себя просить у Него тех или других милостей. И даже, - чем чаще мы предстаем пред Лице Божие, чем больше высказываем Богу наших нужд, тем больше и Бог оказывает нам те или другие милости. Бог любит, дети, когда мы утром, еще до начала наших житейских дел, предстанем перед Ним и выскажем Ему все, в чем нуждаемся; тогда Он с самого начала дня принимает нас под Свое особое попечение и оказывает нам помощь и защиту в каждом трудном деле и в каждом опасном случае жизни. А вы, дети, хоть и немного жили на свете, но уже знаете, как трудно делать добрые дела, знаете и то, что по природе человек настолько слаб, что без Божией помощи не может прожить счастливо и благополучно не только день, но и час, даже минуту. Кроме того, что у каждого из нас есть злой невидимый враг - диавол, который только и знает, что склонять нас к лукавым делам, чтобы навсегда погубить и лишить вечного блаженства, которое Спаситель Своими страданиями приготовил на небе для всех добрых и благочестивых людей. И никто нам, дети, кроме Бога, не может быть верным помощником в борьбе с диаволом: Бог нас сотворил, Он заботится о детях и готов помочь нам в каждом добром деле; нам надо только веровать в Бога, надеяться на Его милосердие и любовь к нам, грешным, благодарить и прославлять Его за все милости, которые мы от Него получаем. В молитве, которую Святая Церковь установила читать нам утром, все это каждый из нас и высказывает Богу. Перекреститесь, дети, и скажите со мной утреннюю молитву понятной нам разговорной речью:

Владыка Человеколюбец! Востав от сна, я к Тебе спешу и стараюсь делать Твои дела при Твоем милосердии, и молюсь Тебе, помогай мне всегда и во всяком деле, избавь меня от земного несчастья и от диавольской помощи на зло, спаси меня и введи в Свое вечное Царство. Так как Ты мой Творец, Попечитель и Податель всякого добра, на Тебя вся моя надежда, и Тебя я прославляю ныне, и всегда, и вечно. Истинно так.

В этой молитве мы называли Бога Владыкой Человеколюбцем, то есть Владыкой милостивым, добрым, любящим всех нас, не отказывающим нам, Его рабам, ни в чем, необходимом и полезном для нас. Словами: я к Тебе спешу и стараюсь делать Твои дела при Твоем милосердии, - мы говорим Богу, что, прося Его помощи на добрые дела, мы в то же время стараемся и сами, своими силами жить так, как Он нам заповедал; не думаем, что как только в молитве попросим у Бога помощи, то добрые дела сами собой, без нашего труда, и сделаются. Бог помогает человеку тогда, когда он своими трудами не может с чем-то справиться, но и при трудах Божия помощь необходима человеку всегда и во всяком деле. Эту помощь Бог обещал человеку подать, когда он попросит Его об этом в сердечной молитве, почему и говорится дальше: молюсь Тебе, что значит: прошу у Тебя помощи, так как Ты мне позволил просить Тебя, когда я один, при всем моем старании, не могу сделать чего-то доброго. А в чем именно человеку необходима помощь Божия, это мы высказываем Богу в утренней молитве так: избавь меня от земного несчастья, то есть от разных земных бед, как: болезни, смерть близких родных, пожары, обиды, нападения на нас злых людей и другое, что часто зависит не от нас и что мы своими силами никак не можем удалить от себя. Избавь меня от диавольской помощи на зло, потому что диавол разными лукавыми внушениями влечет меня от добрых к дурным делам и таким образом может погубить меня навсегда, то есть лишить вечного Твоего Царства. Ты Сам Человеколюбец, Своей невидимой и крепкой рукой спаси меня, помоги мне не поддаться лукавым соблазнам духа злобы и введи меня в Свое вечное Царство не оскверненного злыми делами. Словами молитвы: так как Ты мой Творец, Попечитель и Податель всякого добра, - мы высказываем Богу, почему мы просим у Него помощи и надеемся получить ее. Ведь Бог, как Творец, знает, в чем нам необходима Его помощь, что мы доброго можем сделать своими силами и чего не можем, и, как заботливый Попечитель, подаст нам помощь тогда, когда она будет необходима. Каждый из нас должен лишь с надеждой на милосердие Божие просить помощи у Бога и прославлять Его бесконечное милосердие к нам, грешным. Это в конце молитвы мы высказываем Богу так: на Тебя вся моя надежда, и Тебя я прославляю ныне, и всегда, и вечно.

По-церковному утренняя молитва читается иначе, чем разговорной речью. Слова молитвы: Владыка Человеколюбец по-церковному сказаны: Владыко Человеколюбче. Встав от сна, я к Тебе спешу по-церковному: от сна востав прибегаю. Стараюсь делать Твои дела при Твоем милосердии по-церковному: на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим. Молюсь по-церковному сказано: молюся. (Повторение с детьми первой части утренней молитвы.) Помогай мне всегда и во всяком деле по-церковному: помози мне на всякое время, во всякой вещи. Избавь меня от земного несчастья, по-церковному: избави мя от всякия мирския злыя вещи. Диаволъской помощи на зло по-церковному сказано: диавольского поспешения. (Повторение второй части.) Так как Ты мой Творец, Попечитель и Податель всякого добра цо-церковному сказано: Ты бо ecu мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель. На Тебя вся моя надежда по-церковному: о Тебе же все упование мое. И Тебя я прославляю ныне, и всегда, и вечно. Истинно так по-церковному: и Тебе славу возсылаю ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Как в молитве Господней мы просим у Бога всего необходимого нам? Можно ли нам просить Бога каждому о себе одном? Когда Бог помогает нам во всем? Что мы должны сделать утром до начала житейских дел? Почему нам необходима Божественная помощь? Как мы можем благодарить Бога за то, что Он помогает нам во всем?

Что мы высказываем Богу в утренней молитве? Почему называем Бога Владыкой Человеколюбцем? Зачем говорим Богу, что стараемся делать Его дела? Зачем говорим: молюсь Тебе? Что понимается под земным несчастьем? Что под диавольской помощью? Зачем мы называем Бога Творцом и Попечителем? Зачем прославляем Бога? - Повторите все, о чем мы просим Бога в утренней молитве. Так ли по-церковному звучит эта молитва? Какие слова по-церковному сказаны только с изменением окончания слова и какие совсем не так, нежели в разговорной речи? (Заучивание утренней молитвы на церковнославянском языке должно происходить по частям.)

15. Вечерняя молитва

Что, дети, высказывали мы Богу в утренней молитве, о чем Его просили? Мы говорили Богу, что стараемся делать Его дела, то есть жить так, как научил нас жить Спаситель наш Иисус Христос; просили Его о том, чтобы Он помогал нам, когда мы одни, своими силами, без Его помощи не можем делать доброго. Вот прожили мы день: о многом передумали, много говорили и сделали немало разных дел в течение дня. Когда же нам лучше подумать о том, хорошо ли мы провели день? Конечно, при его окончании. И за все хорошее, сделанное нами днем, мы должны поблагодарить Бога, потому что сделали это при Его Божественной помощи; в дурных же мыслях, словах и делах нужно попросить у Бога прощения, чтобы Он не прогневался и не наказал бы нас за грехи. Все это непременно должен сделать каждый из нас перед наступлением ночи. Ночь Богом назначена человеку для успокоения и восстановления сил после дневной усталости. Когда мы проведем ночь спокойно, то наутро встаем с обновленными силами и с охотой принимаемся за дневные дела. Но в то же время ночные часы опасны для нас, потому что и видимые враги и невидимые, пользуясь нашей усталостью, ночью легко могут нападать на нас и причинять нам разные обиды. Вот и нужно позаботиться, чтобы ночное время прошло для нас спокойно, благополучно и чтобы на следующий день приняться за дела с новыми силами. Но когда мы можем быть спокойными? Тогда, когда никого ничем не прогневали и не сделали того, что нам делать запрещено. Нехорошо, неспокойно бывает на душе, когда чем-нибудь рассердим товарищей, учителей или родителей. Каково же может быть тогда, когда мы прогневали нашего Небесного Отца - Бога, не постарались сделать угодное Ему, что обещали сделать, на что просили Его Божественной помощи. Нет, дети, тогда уже нельзя быть спокойным, потому что невольно подумаешь о том, чтобы Бог не наказал нас, не отдал в руки наших ночных врагов... А ведь сколько мы, дети, днем грешим, сколько передумаем, наговорим, сделаем дурного, неугодного Господу Богу. Только и остается нам просить Бога в сердечной молитве, чтобы Он, по Своему милосердию простил нам наши грехи и в наступающую ночь сохранил нас от всякого зла.

И вот, дети, с какой молитвой Святая Церковь заповедала нам всегда обращаться к Богу перед тем, как готовиться ко сну. Перекреститесь и скажите со мной эту молитву разговорной речью.