«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Гораздо более уязвим человек среди незна- комых людей в незнакомой обстановке. Мы это знаем по себе - например, когда мы попадаем в незнакомую компанию, мы чувствуем себя совсем ина- че, чем в кругу людей, которых мы хорошо знаем. И тут нужно сделать важную оговорку. Очень часто можно встретить мнение, что в секту попадает лишь определенный тип людей: только люди слабые или сумасшедшие, или склонные к зависимости и т.п. (этот пере- чень можно продолжить). На самом деле исследования, которые проводи- лись в разных странах, показывают, что нет определенного типа людей, которые попадают в секту. В секту может попасть любой человек. В жизни каждого человека есть моменты, в которые он наиболее под- вержен влиянию сектантов, у каждого человека есть кризисные моменты стресса, у молодежи есть переходный возраст, когда происходит перео- ценка ценностей. Большинство молодежи живет с родителями и ищет само- утверждения, стремится к выходу из-под контроля родителей и пытается найти себя. Молодые люди переезжают в другой город учиться, живут в общежитии. Когда люди вырваны из своего обычного круга, тогда они - и в особенности молодежь - подвержены влиянию сектантов. Можно сказать, что они наиболее подвержены заражению, когда у них ослаблен социальный иммунитет. Я уже упоминал, что сектант встречает вас так, как будто вы встречаетесь с близким другом. У мунитов есть даже такой специальный термин - "бомбардировка любовью", вас окружают любовью и вниманием со всех сторон. А нужно сказать, что в наших церквах по ряду причин чело- века не только любовью не окружают, но часто и внимания необходимого не оказывают, даже наоборот. Когда новый человек приходит в Церковь, он не знает, где встать, как повернуться, а на него так гаркнут, что он уходит и зачастую не хочет возвращаться. И вот на улице он встреча- ет людей, которые внимательны, которые его любят, говорят, пойдем к нам.

Опять же нужно представить человека, который не церковный, не православный. Я разговаривал с многими сектантами, и они рассказывали, что они были в православной Церкви, и по той или иной причине они от нее отвратились. Чаще всего они говорят о нашей грубости. Конечно, если человек по-настоящему ищет, то его это не остановит. Он все равно придет во второй раз. Но, тем не менее, наша вина в этом есть. До ре- волюции, когда были в России замечательные миссионеры, они говорили о таком важном свойстве, как "миссионерская приветливость". Именно это мы утратили. Другое дело, что "бомбардировка любовью" очень сильно отличается от "миссионерской приветливости", по существу это воздействие на низ- кие стороны человека, на желание лести, на тщеславие. Когда вы прихо- дите к мунитам, вам они рассыпаются в комплиментах, на каждое ваше за- мечание угодливо хохочут. У мунитов на семинарах всем предлагают исполнить номера самодеятельности, кто умеет петь или танец сплясать. И даже если вы будете очень плохо петь, вам устроят необычайно бурные овации. Более того, если человек попадает на собрание мунитов, он чаще всего, как бы случайно оказывается в окружении двух человек. Он даже не знает, что они члены секты, просто два очень приятных человека, ко- торые ему все объясняют, все показывают. Это называется "сэндвич", а вы - это начинка (это опять же мунитский термин). Они за вами ходят, они вам льстят. Лишь потом, когда вы делаетесь членом их организации, выясняется, что это у них такое задание специальное, а вовсе не слу- чайно так получилось. Когда вы станете членом секты, вам тоже дадут задание встречать таким образом новичков. Во всех сектах есть опреде- ленные наработки, что новичку сказать, к какому психологическиму типу он относится, как на него лучше воздействовать. Психологический тип определяется довольно быстро. Итак, первое, это привести человека на собрание секты. Как это де- лать? - "Бомбардировка любовью", которая продолжается до собрания, та- кая "любовная" назойливость - просят ваш телефон, если вы даете, то вам будут звонить и приглашать.

Вы говорите, что не можете, говорят давайте, на каких условиях вы можете, мы можем вас подвезти, давайте мы за вами приедем. И все это делается чрезвычайно вежливо и чрезвы- чайно мило, очень часто элементарная порядочность не позволяет послать их подальше, потому что они так мило и так любвеобильно это делают, что просто неудобно нахамить таким милым людям. И, в конце концов, это на многих срабатывает. Этот начальный период, как человека затащить, может сильно варь- ироваться в зависимости от характера человека. У мунитов чаще всего это семинар в "церкви Христа", нужно, чтобы вы попали на молитвенное собрание, у сайентологов вам обычно предлагают совершенно бесплатно заполнить анкету, которая называется "Оксфордский тест сравнительных возможностей" (на самом деле она не имеет никакого отношения ни к Оксфордскому университету, ни даже к городу Оксфорд - вопросы взяты с потолка, и составил их бывший моряк торгового флота, не имеющий отно- шения ни к психологии, ни вообще к каким-либо наукам). Вы отвечаете на 200 вопросов, анкету бесплатно обрабатывают, а результат всегда один и тот же, что вам необходимо развитие навыков общения, и чтобы повысить навыки общения, вам нужно пройти небольшой курс, который стоит 55-65 долларов. И на этом курсе вы встречаете механизмы обработки, о которых будем говорить. В контролировании сознания можно выделить 3 этапа, мы их называем "этапами" чисто условно: под этапами подразумевается некая хронологич- ность, но хронологии здесь нет, они включаются более-менее одновремен- но. Во-первых, вам внушают, что все то, что происходило до сегодняш- него дня, до того, как вы попали в секту, было сплошное зло, вы нахо- дились в кромешной тьме, ничего светлого в вашей жизни не было, все, что вы считали добром, на самом деле зло, все, кого вы считали своими друзьями, на самом деле ваши враги. Все, что, как вы думали, приносит вам пользу, на самом деле приносило только вред. Вспомним, что люди чаще всего попадают в секту в кризисном состоянии, и как хорошо действуют такие установки, что ваш кризис - это следствие того тупика, в который завела вас ваша повседневная жизнь. Поэтому выхода из нее своими силами, без нашей (т.е. сектантской) помощи у вас фактически нет. Очень важно это отличать от православного подхода. Безусловно, в Православии открыта вся полнота истины, и тем не менее православные радуются, когда видят хотя бы проблеск истины во всяком другом учении. Мы не можем сказать, что вокруг нас кромешная тьма, потому что Дух пребывает где хочет, и не будь Духа, никто бы не пришел в Православную Церковь. Поэтому интересен подход ап. Павла, который начал проповедь в Афинах - посреди города, покрытого идолами, - не с того, что это тьма, а с того, что есть неведомый Бог, которому они покланяются, и этого Бога они каким-то образом чувствуют. Вот это и есть подлинный пра- вославный подход, а не сектантский призыв к отречению от всего, что было раньше, что ничего хорошего не было и не могло быть.

Разрыв всех прежних связей это первый этап. Срабатывает он тем, что отказываетесь от того, что было, и ваши прежние связи порваны. Но- вых поступлений информации у вас уже нет, критическая способность у вас соответственно ослабевает, вам не с чем сравнивать. Если у вас есть какие-то сомнения, вам не с кем ими поделиться. Второй этап - разделить ваше сознание, ваш ум и вашу волю. Нужно, чтобы ваш ум и воля функционировали отдельно друг от друга, чтобы они не были связаны между собой. Для этого человеку дается "мантра". Как правило мантра - это какое-то слово или какя-то фраза, которую вы постоянно ритмически повторяете, причем лучше на незнакомом языке, чтобы вы не понимали ее смысла. Она должна все время крутиться в вашей голове и занимать все ваши мысли. Он этого вы еще больше закрываетесь от внешнего мира, и ваш ум занят кручением вот этой мантры, а ваша во- ля действует сама по себе. На этом фоне происходит массированная ин- доктринация, т.е. вас хорошенько вычистили, вы отказались от всего прежнего, думать вы больше не можете, и происходит насаждение как бы новой личности, нового сознания, сектантского сознания, того сознания, которое требуется лидерам секты. Идет постоянное внушение нового уче- ния, новых концепций, причем таких, которых вы бы не приняли с самого начала, будучи в нормальном состоянии. Когда для вас начинают откры- ваться "высочайшие истины", которые содержатся в секте, ваша крити- ческая способность уже ослаблена, и вы не способны критически их восп- ринять. Даже если поначалу у новых адептов возникают какие-нибудь воп- росы, то есть несколько эффективных методов, как эти вопросы погасить. Скажем, у мунитов никогда не позволяется задавать вопросы по ходу лек- ции, собираются все вопросы в конце. Лекции настолько обтекаемы, что если даже есть вопросы к первому из 10 пунктов, то насколько это су- щественно, если в конце концов говорится о том, что наша цель мир и дружба или вообще любовь, или единство церквей, а вы начинаете приди- раться к какому-то мелкому пунктику. И вам как бы даже неудобно, вы выглядите таким вроде мелочным человеком - это тоже элемент группового давления. Второе. Даже если вы осмелитесь задать вопрос, то вам скажут: "Вы задали отличный вопрос, замечательно! Спасибо вам за него! Как раз завтра мы будем об этом говорить".

Опять же, психологически это сраба- тывает: на вопрос не ответили, но полное впечатление, что ответ был дан. И третье: когда вы уже провели какое-то время в секте и задаете нежелательный вопрос, вам говорят: "Брат, как ты можешь такой вопрос задавать? Значит у тебя сердце недостаточно очищено. Ты должен еще мантру говорить побольше или делать то-то и то-то". Таким образом вина за несуразность сказанного переносится на человека, который эту несу- разность замечает. И получается, что это несуразность только вот этого конкретного человека, а для всех остальных все как бы четко и ясно, вопросов ни у кого нет. Я не случайно говорю о несуразности сказанного, потому что если послушаешь выступления руководителей сект, то слушать их свежим ухом очень трудно: они говорят неизвестно что, это такой бессвязный поток сознания как бы по ту сторону добра и зла - идет, идет, идет, сейчас он говорит одно, а через 10 минут уже другое, полностью противоречащее тому, что он говорил раньше. Сектанты уже не замечают этих противоречий, но на самом деле эти противоречия сами по себе очень важны, потому что не должно быть ника- кой логической связи в этой речи. Если есть логическая связь, пусть даже самая безумная, вы вынуждены напрягать свой ум, чтобы за этой связью следовать. Если же ее нет и не может быть, то вы не можете за ней следовать, вы там сидите и крутите свою мантру, а ваше сознание выхватывает отдельные кусочки, которые в нем и запечатлеваются. И это происходит везде, постоянно.

На работе на сектантских предприятиях че- рез динамики транслируются сектантские речи. На улицах сектанты расп- ространяют книги своего "великого учителя", и в голове у них прокручи- вается его речь через наушники. Сайентологам, многие из которых, в от- личие от других сектантов, живут дома, даются специальные домашние за- дания: за день прочитать такое-то количество сочинений Хаббарда или прослушать его пленки (выдают 4 пленки на один день), так что вы целый день слушаете, хотя вроде такого прямого распоряжения и нет. Все эти 3 элемента углубляются внешними обстоятельствами, такими, как групповое давление. В подавляющем большинстве сект люди живут вместе: в специальных домах или общежитиях, или монастырях, называются они по-разному, в зависимости от их собственной терминологии. Никогда или почти никогда в этих общежитиях у рядового члена нет отдельной комнаты. В одной комнате живут несколько человек, а некоторые общежи- тия перегружены так, что люди спят штабелями. И вы нигде не остаетесь одни, вы всегда окружены своими братьями по "семье". Если вы хотите по- думать, то вы не можете, потому, что вы никогда не остаетесь одни, по- тому, что все ваше время занято, потому, что все время есть либо мо- литва, либо богослужение, либо чтение мантры, либо работа на секту - распространение листовок, торговля книгами, сбор средств - попрошайни- чество на улицах. И вот это - торговля и попрошайничество - необходи- мый элемент любых сект, тут тоже есть групповое давление, потому, что обычно собирают команды по сбору средств, в которых все между собой соревнуются и провинившихся стыдят или даже наказывают.

Во всяком слу- чае вы все время гонитесь, вам все время некогда, вы должны завербо- вать какое-то количество людей, продать какое-то количество книг, т.е. все то , что у вас есть, вы полностью в это вкладываете, думать вам некогда. К этому еще добавляется, в большинстве случаев, регулируемая дие- та и сокращение количества сна. Поскольку это, как правило, молодежь, она спит гораздо меньше, чем им нужно, и ест некалорийную пищу, отчего опять же ослабляется сопротивляемость организма, особенно душевная. Попробуйте, поспите 2-3 часа в сутки в течении 2-3 недель, галлюцина- ции начнутся, человек делается очень внушаемым, а тут еще такая машина внушения. В Богородичном центре заставляют спать 3, максимум 4 часа в сутки, при этом нужно каждый час просыпаться и читать молитвы, потому, что во время сна мы открыты для энергетических вампиров, как они гово- рят, которые высасывают из нас энергию. Поэтому, чтобы защититься от них, сон должен быть тонким. Богородичники так устают, что смотреть на них страшно. Часто спрашивают, используют ли в сектах психотропные ве- щества или наркотики для подавления сознания. В некоторых сектах используют, но это совсем не обязательно, потому что и без наркотиков они контролируют сознание человека очень хорошо, используя те механиз- мы, о которых мы говорим. Всегда есть определенные элементы гипноза, как они включаются, я буду говорить, когда будем говорить о конкретных сектах. Сюда можно еще добавить контролирование всей поступающей в созна- ние информации, т.е. вся внешняя информация по существу отсекается. Любой человек, попавший в секту, через несколько месяцев не способен воспринимать никакой внешней информации. Это проблема людей, которые входят из секты, они не то, что книжку, они газетную статью прочитать не могут. Они читают параграф - и все, у них мысли уходят, они могут только сектантскую белиберду воспринимать, они от языка человеческого отучаются. У них сектансткий язык, на котором они мыслят. У боль- шинства из нас есть какие-то фобии, кто мышей боится, кто высоты бо- ится, кто еще чего-то, это не психическая болезнь, но какая-то ирраци- ональная фобия, которая есть у большинства людей, и которая может так или иначе проявляться. Но есть психологический момент воздействия - это индивидуальная фобия, т.е. фобия, которую человеку можно внушить. Сектантов внушается фобия на выход из секты: человек не видит себя вне секты, не представляет, как он может выйти из секты, потому что вне секты - только кромешный мрак, из которого его вырвали. Эти люди ве- рят, что если они выйдут из секты, то произойдет что-то ужасное: либо они погибнут, либо родственники их погибнут, либо вообще произойдет всемирная катастрофа. И чем дольше он там находится, тем больше разру- шаются всякие связи, тем меньше человек становится социально защищен- ным, социально адаптированным, социально приспособленным, он уже толь- ко там и может жить. Опять же, о чем говорили в прошлый раз, чем больше человек пожертвовал секте, тем больше эти пожертвования его к секте привязывают.