«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Когда на- чинаются разговоры о многих уровнях истины - это опять же один из признаков тоталитарной секты. И последний, 4-й признак - организация. Не одна из традиционных религий не обладает такой организацией - ничем похожим на организацию тоталитарных сект. Это можно сравнить с партией, основанной по ле- нинскому принципу, с партией большевиков. Это тесно сплоченная органи- зация, "сжатая в один громящий кулак" (Маяковский). Это люди, которые полностью и безоговорочно преданы лидеру и руководству, от которых требуется беспрекословное повиновение по всем вопросам - опять эта же тоталитарная структура. У лидера есть свой приближенный круг, у этого круга есть свой приближенный круг и т.д. Очень хороший пример здесь - структура "церкви Христа", она очевидна. Если к вам подходит человек на улице, и вы пошли за ним и обратились, он становится вашим настав- ником, он ваш ведущий, вы его ведомый. У каждого наставника есть свои ведомые, которых он ведет, и это на каждом уровне. У этого наставника есть свой наставник, с которым он встречается несколько раз в неделю для подробного разговора и которому он оказывают беспрекословное послушание по всем вопросам. И так идет до самого верха "церкви Христа". Сами вы становитесь наставником, как только вы начнете приводить людей, и так до самого верха, до основателя ЦХ Кин Мак Кина. Так же и у так называемых поместных церквей ЦХ, которые есть и в Москве и в др. городах. Есть мать-церковь в Бостоне, потом 24 столповые церкви, кото- рые непосредственно основаны Бостонской церковью, и дальше церкви, ко- торые основаны каждой из этих столповых церковей. Опять та же самая пирамидальная структура. Эта организация, о которой мы говорим, или новая семья присутствует практически во всех сектах. Есть секты, которые просто называются "семья", это бывшие "Дети Божии", потом они стали назы- ваться "Семья любви", теперь они просто называются семья. Тоже самое муниты, то название, которое они используют между собой - "истинная семья", а Мун и его жена - истинные родители. Помните, когда в 1979 г. было массовое самоубийство и убийство членов секты "Народный храм" в Тайане, они говорили, то же самое, что они семья, и руководителя свое- го Джима Джонса они называли папой. Как у каждой семьи есть свои се- мейные традиции, так и в каждой секте (что очень важно) есть свой жар- гон, свой язык, который отделяет их от христианского мира. В своем ро- мане "1984" Орвелл пишет, что кто контролирует язык человека, тот контролирует его мысли. Каждая секта начинает с того, чтобы заставить человека мыслить по-своему, это достигается, прежде всего, через вве- дение своих терминов и понятий. Иногда это могут быть обычные слова, которые мы употребляем в нормальном языке, но этим словам придается новое значение. Как правило, эти значения очень широки и всеобъемлющи, потому, что чем больше слова определяют, тем меньше нужно других слов, и тем меньше можно спорить о них.

Например, у мунитов есть ключевой термин "проблема Каина и Авеля". Стоит вам сделать что-нибудь, что не нравится вашему руководству, или задать какой-нибудь вопрос, то вам скажут, что это выявляется "проблема Каина и Авеля". Каин, который убил своего брата, у мунитов имеет ключевое значение, все, что про- исходит в мире - это "проблема Каина и Авеля", поэтому сказать, что это "проблема Каина и Авеля", это ничего не сказать, а для них это значит чрезвычайно много. Новый словарь есть во всех сектах, начиная от мормонов и до секты сайентологии, в которой нужно изучать и изучать словари, и к каждой сайентологической книге прикладывается словарь терминов. В результате сайентологи говорят только на своем чудовищном жаргоне. Приведу в ка- честве примера несколько так называемых шуток из листка сайентологии с псевдо-евангельским названием "Хорошие новости", где есть такой легко- мысленный раздел, которые называется "Саейнтологи шутят". Я обращаю внимание, что газета эта предназначена для внешнего мира, т.е. не столько для сайентологов, сколько для всех остальных людей, она просто вкладывается в почтовые ящики. И вот шутки такие: "Уж сколько раз твердили миру - чем легче кейс, тем ближе к клиру". Вопрос: - Чем отличается тоталитарная структура от католической церкви, в которой та же пирамида, безгрешный первосвященник и т.д.? Ответ: - Это та проблема, с которой мы сталкиваемся в полемике с сектан- тами, особенно, когда мы говорим о каких-то законодательный запретах.

Действительно, в религиозном мире очень трудно провести четкое разли- чие. Есть вещи, которые очевидны и как бы лежат на поверхности, но сформулировать их чрезвычайно трудно, но изнутри они ясны. Но такой системы подавления, как в тоталитарных сектах, в католической церкови нет и быть не может, нет ее ни баптистов и ни у кого другого. Та сте- пень безошибочности, которой обладает лидер секты не идет ни в какое сравнение с догматом о непогрешимости Римского папы. У Римского папы католики сами определить не могут, что такое непогрешимость, непогре- шим ли он только тогда, когда говорит "ex cathedra". Что такое "ex cathedra" объяснить очень сложно. В общем "ex cathedra" - это когда папа сам говорит: "Я говорю "ex cathedra", т.е. в данный момент это мое заявление непогрешимо. Насколько я знаю, папы таким своим правом пользуются чрезвычайно редко. В реальной жизни такой непогрешимости, как у любого лидера то- талитарной секты (например, у Хаббарда), в Католической Церкви мы не видим. И тот контроль над личностью, который осуществляет сектантская организация, это ни с чем не сравнимый контрол - когда человеку гово- рят чистить зубы такой-то пастой или не чистить вообще. Когда читаешь т.н. "Письма Мо", главаря секты "Семья" (бывшие "Дети Божии"), там описывается подробно все: начиная с того, какое белье должны носить "христианские революционеры" (они называют себя именно так), и кончая тем, на ком жениться и за кого выходить замуж. Никакого такого контро- ля ни в одной из традиционных конфессий мы не находим. Но элементы ка- кого-то контроля действительно могут быть в ряде религиозных организа- ций, поэтому бывает трудно провести грань, за которой начинается тота- литарная секта. О каждой конкретной секте нужно говорить конкретно и проверять ее по этим критериям.

Еще один критерий, который срабатывает тогда, когда вы говорите со внешними - это наличие критической способности, т.е. в любой тради- ционной религии можно найти достаточно много людей, которые не сог- ласны с ней полностью или частично, которые критикуют церковь, это факт. Православные высказываются много, особенно журналисты, зачастую ничего толком не зная о Церкви, но тем не менее за это от Церкви их не отлучают. Представьте себе хотя бы одного сектанта, который позволил бы себе хоть одно мягкое критическое высказывание относительно своей секты. Это в принципе невозможно. Если он высказался, он автоматически отпадает от секты. На самом деле наличие критических способностей - это признак свободы сознания. Если критических способностей нет, есть основание подозревать, что сознание человека не свободно. Часто можно слышать и такое мнение, как, например, в программе "Тема", которая была посвящена сектантству. Там взял микрофон какой-то человек и сказал, что тоталитарных сект нет, есть тоталитарное созна- ние и тоталитарный менталитет, который присущ человеку во всякой рели- гии. Совершенно верно, есть тоталитарный менталитет, который можно найти в православном тоталитарном сознании. В Москве я знаю два пра- вославных прихода с очень сильными элементами тоталитарного сознания у священника-настоятеля. Но это исключение, а есть организации, которые на этом основаны, у них это возведено в принцип. Поэтому тоталитарное сознание одного человека - это искушение для каждого из нас, ведь че- ловек был создан свободным, и если это искушение у нас есть, то это не значит, что мы члены тоталитарной секты. Вопрос: - Не напоминает ли послушание старцам и смирение тоталитар- ное сознание? Ответ: - Нет, не напоминает. Настоящий старец - это ведь далеко не любой человек и не любой священник. А вот послушание лжестарцам напоминает тоталитарное сознание. Как отличить подлинных старцев от лжестарцев? Этот вопрос решает каждый за себя и вся Церковь. Но полное послушание мы находим в традиции православной, за редким исключением, только в монастырях, только у людей, которые находятся на особенном пути. А в тоталитарной секте эти правила применимы для каждого члена секты. Итак, как происходит контролирование сознания? Мы говорим о пер- вых шагах, о вербовке на улице. Главная их задача - привести вас на свою территорию, потому что там человек более податлив внешним внуше- ниям. Там, где вам все известно, где у вас есть система социальной поддержки, вы менее уязвимы.

Гораздо более уязвим человек среди незна- комых людей в незнакомой обстановке. Мы это знаем по себе - например, когда мы попадаем в незнакомую компанию, мы чувствуем себя совсем ина- че, чем в кругу людей, которых мы хорошо знаем. И тут нужно сделать важную оговорку. Очень часто можно встретить мнение, что в секту попадает лишь определенный тип людей: только люди слабые или сумасшедшие, или склонные к зависимости и т.п. (этот пере- чень можно продолжить). На самом деле исследования, которые проводи- лись в разных странах, показывают, что нет определенного типа людей, которые попадают в секту. В секту может попасть любой человек. В жизни каждого человека есть моменты, в которые он наиболее под- вержен влиянию сектантов, у каждого человека есть кризисные моменты стресса, у молодежи есть переходный возраст, когда происходит перео- ценка ценностей. Большинство молодежи живет с родителями и ищет само- утверждения, стремится к выходу из-под контроля родителей и пытается найти себя. Молодые люди переезжают в другой город учиться, живут в общежитии. Когда люди вырваны из своего обычного круга, тогда они - и в особенности молодежь - подвержены влиянию сектантов. Можно сказать, что они наиболее подвержены заражению, когда у них ослаблен социальный иммунитет. Я уже упоминал, что сектант встречает вас так, как будто вы встречаетесь с близким другом. У мунитов есть даже такой специальный термин - "бомбардировка любовью", вас окружают любовью и вниманием со всех сторон. А нужно сказать, что в наших церквах по ряду причин чело- века не только любовью не окружают, но часто и внимания необходимого не оказывают, даже наоборот. Когда новый человек приходит в Церковь, он не знает, где встать, как повернуться, а на него так гаркнут, что он уходит и зачастую не хочет возвращаться. И вот на улице он встреча- ет людей, которые внимательны, которые его любят, говорят, пойдем к нам.

Опять же нужно представить человека, который не церковный, не православный. Я разговаривал с многими сектантами, и они рассказывали, что они были в православной Церкви, и по той или иной причине они от нее отвратились. Чаще всего они говорят о нашей грубости. Конечно, если человек по-настоящему ищет, то его это не остановит. Он все равно придет во второй раз. Но, тем не менее, наша вина в этом есть. До ре- волюции, когда были в России замечательные миссионеры, они говорили о таком важном свойстве, как "миссионерская приветливость". Именно это мы утратили. Другое дело, что "бомбардировка любовью" очень сильно отличается от "миссионерской приветливости", по существу это воздействие на низ- кие стороны человека, на желание лести, на тщеславие. Когда вы прихо- дите к мунитам, вам они рассыпаются в комплиментах, на каждое ваше за- мечание угодливо хохочут. У мунитов на семинарах всем предлагают исполнить номера самодеятельности, кто умеет петь или танец сплясать. И даже если вы будете очень плохо петь, вам устроят необычайно бурные овации. Более того, если человек попадает на собрание мунитов, он чаще всего, как бы случайно оказывается в окружении двух человек. Он даже не знает, что они члены секты, просто два очень приятных человека, ко- торые ему все объясняют, все показывают. Это называется "сэндвич", а вы - это начинка (это опять же мунитский термин). Они за вами ходят, они вам льстят. Лишь потом, когда вы делаетесь членом их организации, выясняется, что это у них такое задание специальное, а вовсе не слу- чайно так получилось. Когда вы станете членом секты, вам тоже дадут задание встречать таким образом новичков. Во всех сектах есть опреде- ленные наработки, что новичку сказать, к какому психологическиму типу он относится, как на него лучше воздействовать. Психологический тип определяется довольно быстро. Итак, первое, это привести человека на собрание секты. Как это де- лать? - "Бомбардировка любовью", которая продолжается до собрания, та- кая "любовная" назойливость - просят ваш телефон, если вы даете, то вам будут звонить и приглашать.

Вы говорите, что не можете, говорят давайте, на каких условиях вы можете, мы можем вас подвезти, давайте мы за вами приедем. И все это делается чрезвычайно вежливо и чрезвы- чайно мило, очень часто элементарная порядочность не позволяет послать их подальше, потому что они так мило и так любвеобильно это делают, что просто неудобно нахамить таким милым людям. И, в конце концов, это на многих срабатывает. Этот начальный период, как человека затащить, может сильно варь- ироваться в зависимости от характера человека. У мунитов чаще всего это семинар в "церкви Христа", нужно, чтобы вы попали на молитвенное собрание, у сайентологов вам обычно предлагают совершенно бесплатно заполнить анкету, которая называется "Оксфордский тест сравнительных возможностей" (на самом деле она не имеет никакого отношения ни к Оксфордскому университету, ни даже к городу Оксфорд - вопросы взяты с потолка, и составил их бывший моряк торгового флота, не имеющий отно- шения ни к психологии, ни вообще к каким-либо наукам). Вы отвечаете на 200 вопросов, анкету бесплатно обрабатывают, а результат всегда один и тот же, что вам необходимо развитие навыков общения, и чтобы повысить навыки общения, вам нужно пройти небольшой курс, который стоит 55-65 долларов. И на этом курсе вы встречаете механизмы обработки, о которых будем говорить. В контролировании сознания можно выделить 3 этапа, мы их называем "этапами" чисто условно: под этапами подразумевается некая хронологич- ность, но хронологии здесь нет, они включаются более-менее одновремен- но. Во-первых, вам внушают, что все то, что происходило до сегодняш- него дня, до того, как вы попали в секту, было сплошное зло, вы нахо- дились в кромешной тьме, ничего светлого в вашей жизни не было, все, что вы считали добром, на самом деле зло, все, кого вы считали своими друзьями, на самом деле ваши враги. Все, что, как вы думали, приносит вам пользу, на самом деле приносило только вред. Вспомним, что люди чаще всего попадают в секту в кризисном состоянии, и как хорошо действуют такие установки, что ваш кризис - это следствие того тупика, в который завела вас ваша повседневная жизнь. Поэтому выхода из нее своими силами, без нашей (т.е. сектантской) помощи у вас фактически нет. Очень важно это отличать от православного подхода. Безусловно, в Православии открыта вся полнота истины, и тем не менее православные радуются, когда видят хотя бы проблеск истины во всяком другом учении. Мы не можем сказать, что вокруг нас кромешная тьма, потому что Дух пребывает где хочет, и не будь Духа, никто бы не пришел в Православную Церковь. Поэтому интересен подход ап. Павла, который начал проповедь в Афинах - посреди города, покрытого идолами, - не с того, что это тьма, а с того, что есть неведомый Бог, которому они покланяются, и этого Бога они каким-то образом чувствуют. Вот это и есть подлинный пра- вославный подход, а не сектантский призыв к отречению от всего, что было раньше, что ничего хорошего не было и не могло быть.