«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В 70-х годах баптизм быстро распространяется не только в пределах Херсонской губернии, но и в смежных с ней Киевской и Екатеринославской губерниях, а также проникает на Кавказ.

На Киевщине баптизм значительно утвердился трудами Герасима Балабана и Якова Коваля, которые крестили многих штундистов и православных в селе Чаплинке, деревне Кучковке, селе Поповке, Плоском и др. (Таращанского уезда).

Таким образом, в 70-х и 80-х годах баптистское движение распространилось по всему югу России, заходя на север – в Орловскую губернию, несколько позднее, оно появилось в губерниях: Калужской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Тамбовской, Рязанской и в самой Москве.29

На Кавказ секту занес немец  колонист Мартин Кальвейт, который переселился в 1862 году в Тифлис. Здесь он обратил в баптизм молоканина купца Н. И. Воронина, которого крестил ночью 20 августа (ст. ст.) 1867 г. в реке Куре.30

С тех пор Кавказ стал видным центром баптистского движения, где секта приобрела себе ряд выдающихся последователей и ревностных пропагандистов баптизма. Вскоре Вороненым были совращены в баптизм и др. тифлисские жители  молокане, среди которых особенного внимания заслуживает его приказчик В.Г. Павлов. Пионер сектантского движения на Кавказе Воронин, по совету своего руководителя-немца  баптиста, отправил Павлова в Гамбург к Онкену. Получив специальное миссионерское образование в Гамбургской баптистской семинарии и до тонкости усвоив здесь учение и приемы баптистов, Павлов снова явился в Тифлис и уже в качестве проповедника и баптистского пресвитера с приличным содержанием от заграничных баптистов. Тал возникла первая среди русского населения Кавказа и Закавказья тифлисская община баптистов. Потом Павлов был одним из наиболее выдающихся баптистских миссионеров в России.31 Ревностными помощниками Павлова в пропаганде баптизма на юго-востоке России были Василий Иванов и Андрей Миллер  немец, распространявшие баптизм в Ростове-на-Дону и его окрестностях. В своей миссионерской деятельности русские баптисты в описываемое время были вспомоществуемы заграничными «благотворителями». Так, например, известные миссионеры В. Павлов и В. Иванов за свои миссионерские труды получали вознаграждение: первый  от Американского баптистского комитета, а второй  из Пруссии от какого-то «благодетеля» Ф.В.Бергмана.32

Таким образом, «путь, по которому шло распространение баптизма в русском народе  это путь с Запада на Восток: из Германии через Новороссийский край и Донскую область на Кавказ, отсюда в Саратовскую, Самарскую, Оренбургскую губернии и далее через Сибирь на Восток до Амура»,  говорит епископ Алексий.33

Сибирский край и Кавказ, удаленные от центра, представляли собой удобную почву в смысле религиозной свободы, где надзор за сектантами со стороны администрации значительно ослабевал по сравнению с центральными областями России.

Известно, что Сибирь посетил в 1904 году от Всероссийского Союза баптистов В.В. Иванов, который вместе с Я.Г. Винсом «рукоположил» в пресвитера баптистской общины Омского района А.Л. Евстратенко.34

Помимо Н.И. Воронина, В.Г. Павлова, В.В. Иванова, которые в то время имели свое местожительство на Кавказе, самоотверженно трудились следующие миссионеры руского баптизма: С.П. Степанов, С.Е.Капустинский, Д.И. Мазаев, Ф.И. Балихин, Д.М. Тимошенко, И.А.Голяев, В.П. Степанов, A.M. Мазаев, П.В. Павлов, С.В. Белоусов и др.

Серьезная опасность, угрожавшая православию от распространения рационалистической пропаганды в народе, а также грубое поругание и кощунство над святынями православия, вызвали некоторые меры борьбы против баптизма. Наиболее вредные и опасные вожаки секты были подвержены высылке, заключены в тюрьмы и преданы суду. Но эти крайние меры, имевшие место в конце 70-х и 80-х годах, мало оказывали пользы, а иногда приносили даже вред. «Несмотря на ряд энергичных и несомненно целесообразных мер, предпринятых... для ослабления штундизма, секта... не только не ослабела в своем развитии, но, напротив того, рост ее прогрессивно увеличивается»,  читаем мы в «Трудах Киевской Духовной Академии». Этот прогрессивный рост секты прежде всего обнаруживался в расширении объема охваченной ею территории. Объем зараженной штундизмом территории принимал все более и более внушительные размеры («Труды Киевской Духовной Академии», 1886, октябрь, с. 264-265). Баптисты, пламенея ревностью о славе своего учения, еще с большим рвением вели свою разрушительную работу по отношению к православию, как бы этим отвечая на все те меры, которые принимались по ограничению их деятельности духовными и светскими властями. «Личные несогласия были забыты. Ненависть к православной Церкви объединила сектантов, и они сплоченной массой наступали»35. Епископ Догмат в письме к Херсонскому губернатору сообщал: «Баптисты являются людьми самостоятельными, отважными и решительными в своих действиях до дерзости, а православные  приниженными, поколебленными, нерешительными. Баптисты открыто, смело и безбоязненно ведут свою пропаганду всюду, где только представится к тому возможность; они не только стараются совращать православных при встречах, но даже врываются в дома их, понося православие в самых унизительных выражениях»36. В Трудах Киевской Духовной Академии за 1886 год читаем следующее: «В последнее время все чаще и чаще приходится встречаться с фактами, где фанатизм штундистов проявляется не только в отношении к предметам, почитаемым православною Церковью, но и в отношении к самим православным христианам и, в частности, к пастырям Церкви. Особенно возмутительный в этом отношении факт передан в № 9 «Киевский Епархиальных Ведомостях» за настоящий год. Нельзя не согласиться с автором этого рассказа, что «наглости и дерзости штундистов уже превосходят всякую меру: повсюду, где только совершается крестный ход, похоронная процессия и прочие церковные торжества, штундисты везде посылают своих агентов, чтобы они насмехались над церковной святыней, глумились над православными и совращали их в шутндизм» («Труды Киевской Духовной Академии» 1886 г., ноябрь, стр. 532. Статья 3: «Сведения о движении южнорусского сектантства в последние годы»).

В конце XIX и начале XX в. начинается новый период в истории русского баптизма. Светская администрация в своих мероприятиях относительно баптизма становится еще решительнее и тверже. По словам епископа Алексия, «Секта баптистов становится предметом серьезных научных исследований, организуются миссионерские съезды для коллективного суждения о мерах борьбы с нею; из среды духовенства и православного народа выступают борцы за истину православной Церкви, отдающие свои силы и знание тяжелому делу борьбы с баптизмом, пробудился дух православия и ожило сознание своих истинных церковно-патриотических интересов. Результатом всестороннего изучения баптизма было то, … что 4 июля 1894 г. положением Комитета министров баптизм (штунда) был объявлен сектою особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях»37, а последователям секты запрещалось собираться на общественные молитвенные собрания.38

Но с 1905 г. положение всех русских сектантов и в частности баптистов совершенно изменилось. С появлением так называемого закона о веротерпимости 17 апреля 1905 г. и указа 17 октября 1906 г. о регистрации старообрядческих и сектантских общин баптисты стали свободно отправлять свое богослужение не только в предназначенных для того зданиях, но и устраивать свои собрания в разных общественных зданиях, причем незаконно зазывать на эти собрания православных людей. Сектанты начали устраивать съезды и открывать начальные школы,39 устраивать свои баптистские общины, печатать свою литературу40 и т.п.

На европейском конгрессе баптистов в Берлине в 1908 г. В. Павлов говорил, что «с объявлением манифеста о религиозной свободе, баптисты сейчас же... проявили оживленную миссионерскую деятельность. Они начали устраивать публичные собрания в театрах, аудиториях и трактирах. Особенную ревность проявил в устройстве таких собраний наш брат проповедник Феодор Прохор. Балихин, который устраивал такие собрания в городах;

Борисоглебске, Евпатории, Бердянске, Харькове, Елизаветграде и Мелитополе».41 Оратору (В. Павлову) приходилось проповедовать слово Божие в некоторых из этих собраний. «Когда я со сцены, где я стоял,  говорил В. Павлов,  смотрел на тысячи слушателей, которые с жадностью прислушивались к Слову Божию, то, вспоминая свою 8-летнюю ссылку за пропаганду баптизма, с трудом верил своим глазам, что это не сон, а действительность».42 Однако, эта свобода постепенно сокращалась, а в 1914 г. была совершенно ликвидирована.