«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Современный баптизм представляет собой объединение четырех сходных, но ранее существовавших отдельно сект баптистов, евангельских христиан, часть пятидесятников или союза христиан веры евангельской (отказавшаяся /часть/ от говорения на иных языках) и братских меннонитов. Первые две секты объединились в октябре 1944 г. во ВСЕХБ (Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов), а через год к ним присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 году братья, меннониты.52 Секта строго централизована, имеет свой Всесоюзный Совет в Москве, сеть организаций в республиках и областях и входит во Всемирный союз баптистов, центр которого находится в США (Вашингтон).53

Поскольку вероучение сект, составляющих ныне Всесоюзный Совет евангельских христиан баптистов, по многим основным пунктам догматики сходно между собою, то необходимо прежде познакомиться с историей евангельских христиан и христиан веры евангельской (пятидесятников), указав особенности последних, затем остановиться на подробном рассмотрении (критическом разборе) основных положений вероучения ВСЕХБ.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ (ПАШКОВЩИНА)

Примерно одновременно с развитием штундо-баптистского движения на юге России возникли первые общины евангельских христиан в Петербурге, но на этот раз в высших кругах. Вероучение евангельских христиан (пашковцев) в Россию было занесено английским лордом Гренвилем Редстоком и в первое время (по его фамилии) называлось редстокизмом. Редсток, по своему рождению и материальному состоянию, принадлежал к высшей английской аристократии и свое образование получил в Оксфордском университете.

В 1874 г. он прибыл в Петербург и стал устраивать религиозные собрания, на которых произносил импровизированные молитвы, читал и объяснял Священное Писание и проповедовал свое учение. Русская интеллигентная аристократия, еще со времен Екатерины II, под влиянием французских вольнодумцев стала отчуждаться от Православной Церкви. И вот это высшее петербургское общество, воспитанное в духе неверия или формализма и холодности в вере, но томившееся в поисках религиозного удовлетворения, жадно бросилось на собрания лорда Редстока, и вскоре у него явилось немало последователей и (особенно) последовательниц из высшего общества. Его проповеди, произносимые на французском языке, привлекли к себе многих знатных в столице слушателей.

После отъезда Редстока во главе его последователей стал Пашков, аристократ по происхождению и воспитанию, принадлежал к числу самых богатых русских помещиков: у него были громадные имения в Звенигородском уезде, в Новгородской губернии и Тамбовской. В молодости он вел бурную жизнь и к религии относился «холодно и пренебрежительно, а когда увлекся учением Редстока, то был уже болезненным эпилептиком и совершенно пресытившимся жизнью человеком. В Петербурге у него был роскошный дом, где и стали, по его предложению, собираться последователи Редстока для молитвы. Руководя этими собраниями, Пашков, во всем, даже в мелочах, старался подражать своему учителю и, хотя не обладал ни знаниями, ни ораторскими способностями, но имел значительный успех у слушателей – аристократов, чему особенно способствовали его угощения и денежная помощь.

Не довольствуясь этим, он постарался привлечь на свои собрания и простой народ; рабочих; мастеровых, дворников, кухарок, ремесленников и т.п.; открыл в Петербурге на свои личные средства даровые столовые, чайные и читальни, которые вечером обращались в пашковские молитвенные дома и аудитории, оказывал нуждающимся материальную помощь и т.д. Последовательницы его – аристократки – ездили, под видом благотворительности, по разным притонам и ночлежным домам и вели там речи в духе его учения. Нередко Пашков оставлял Петербург и разъезжал по России, распространяя всюду свое учение, а с 1880 г., когда ему были запрещены беседы в Петербурге, он всю свою деятельность перенес в провинцию. То же сделали и его последователи.

Чтобы поставить еще шире свою пропаганду среди народа, Пашков и его последователи основали в 1876 г. «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», которое получило законное утверждение и в течение нескольких лет энергично занималось изданием и распространением книг и брошюр духовно-нравственного содержания с сектантским оттенком. Издания Общества, благодаря дешевизне и деятельности книгонош, расходились в громадном количестве. Самое содержание этих изданий подбиралось очень искусно: сектантские мысли в них проводились в форме рассказов, душеполезных бесед и т.п. Большинство из них были переводные.

Некоторые брошюры составлялись, впрочем, и из сочинений православных духовных писателей, например, святого Тихона Задонского, но предметы в них брались такие, которые могли быть истолкованы в сектантском духе.

Кроме книг и брошюр, Пашков выпустил 3000 экземпляров Евангелия Синодального издания, в которых излюбленные сектантами тексты были отмечены (от руки) фиолетовыми чернилами и сведены в параллели: одни  горизонтальной и 4 вертикальными, другие  горизонтальной и 3 вертикальными и т.д.

С 1875 г. пашковцы, с целью пропаганды своего учения, стали издавать в Петербурге особый журнал «Русский рабочий». Наконец, чтобы отучить православных от Церкви с малолетства, пашковцы в своих приютах и мастерских стали обучать детей в сектантском духе.

Вследствие таких приемов пропаганды пашковщина распространилась в Петербурге настолько, что власти стали запрещать пашковские религиозные собрания; сам Пашков должен был уехать (в 1880 г.) из Петербурга в свои имения, где, однако, продолжал пропагандировать свое учение. В 1884 г., по царскому повелению, «Общество поощрения духовного-нравственного чтения» было закрыто и вместе с тем приняты строжайшие меры к прекращению деятельности Пашкова и его последователей как в Петербурге, так и внутри Империи. Мало того, у пашковцев явилось стремление к объединению всех рационалистических сект, для чего они стали устраивать общесектантские съезды.