«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

После отъезда Редстока во главе его последователей стал Пашков, аристократ по происхождению и воспитанию, принадлежал к числу самых богатых русских помещиков: у него были громадные имения в Звенигородском уезде, в Новгородской губернии и Тамбовской. В молодости он вел бурную жизнь и к религии относился «холодно и пренебрежительно, а когда увлекся учением Редстока, то был уже болезненным эпилептиком и совершенно пресытившимся жизнью человеком. В Петербурге у него был роскошный дом, где и стали, по его предложению, собираться последователи Редстока для молитвы. Руководя этими собраниями, Пашков, во всем, даже в мелочах, старался подражать своему учителю и, хотя не обладал ни знаниями, ни ораторскими способностями, но имел значительный успех у слушателей – аристократов, чему особенно способствовали его угощения и денежная помощь.

Не довольствуясь этим, он постарался привлечь на свои собрания и простой народ; рабочих; мастеровых, дворников, кухарок, ремесленников и т.п.; открыл в Петербурге на свои личные средства даровые столовые, чайные и читальни, которые вечером обращались в пашковские молитвенные дома и аудитории, оказывал нуждающимся материальную помощь и т.д. Последовательницы его – аристократки – ездили, под видом благотворительности, по разным притонам и ночлежным домам и вели там речи в духе его учения. Нередко Пашков оставлял Петербург и разъезжал по России, распространяя всюду свое учение, а с 1880 г., когда ему были запрещены беседы в Петербурге, он всю свою деятельность перенес в провинцию. То же сделали и его последователи.

Чтобы поставить еще шире свою пропаганду среди народа, Пашков и его последователи основали в 1876 г. «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», которое получило законное утверждение и в течение нескольких лет энергично занималось изданием и распространением книг и брошюр духовно-нравственного содержания с сектантским оттенком. Издания Общества, благодаря дешевизне и деятельности книгонош, расходились в громадном количестве. Самое содержание этих изданий подбиралось очень искусно: сектантские мысли в них проводились в форме рассказов, душеполезных бесед и т.п. Большинство из них были переводные.

Некоторые брошюры составлялись, впрочем, и из сочинений православных духовных писателей, например, святого Тихона Задонского, но предметы в них брались такие, которые могли быть истолкованы в сектантском духе.

Кроме книг и брошюр, Пашков выпустил 3000 экземпляров Евангелия Синодального издания, в которых излюбленные сектантами тексты были отмечены (от руки) фиолетовыми чернилами и сведены в параллели: одни  горизонтальной и 4 вертикальными, другие  горизонтальной и 3 вертикальными и т.д.

С 1875 г. пашковцы, с целью пропаганды своего учения, стали издавать в Петербурге особый журнал «Русский рабочий». Наконец, чтобы отучить православных от Церкви с малолетства, пашковцы в своих приютах и мастерских стали обучать детей в сектантском духе.

Вследствие таких приемов пропаганды пашковщина распространилась в Петербурге настолько, что власти стали запрещать пашковские религиозные собрания; сам Пашков должен был уехать (в 1880 г.) из Петербурга в свои имения, где, однако, продолжал пропагандировать свое учение. В 1884 г., по царскому повелению, «Общество поощрения духовного-нравственного чтения» было закрыто и вместе с тем приняты строжайшие меры к прекращению деятельности Пашкова и его последователей как в Петербурге, так и внутри Империи. Мало того, у пашковцев явилось стремление к объединению всех рационалистических сект, для чего они стали устраивать общесектантские съезды.

В 1884 г. Пашков был выслан за границу и поселился в Париже, где скончался 30 января 1902 г. Его чайные и читальни были закрыты. В Петрограде место Пашкова заняла княгиня Ливен; в ее доме (на Морской улице) и происходили нелегально «духовные беседы». Богомоление их состоит из импровизированных молитв, чтения Священного Писания, проповеди, пения псалмов и стихов. Во время молитвы присутствующие преклоняют колена и складывают руки, некоторые же приходят в экстаз, вздыхают, плачут. Содержание проповедей и молитв довольно однообразно: в них говорится обыкновенно об искуплении людей Иисусом Христом, на Которого Одного нужно надеяться, и о необходимости для спасения одной веры. Главным пунктом разногласия между баптистами и евангельскими христианами является вопрос о том, могут ли быть признаваемы полноправными членами общин и допускаемы на собрания с преломлением хлеба лица, не принявшие перекрещивания, которое евангельские христиане не считают обязательным.54 Они, как духоборы и молокане, требуют от своих последователей только духовного поклонения Богу.

Эти два течения  баптистское на юге России и евангельское в Петербурге  по основным вопросам своей догматики согласны между собою, а поэтому с целью объединения в 1884 г. был созван в Петербурге съезд представителей обеих течений. Наряду с вопросом о единстве, съезду предстояло также обсудить методы распространения сектантства. На съезде присутствовало более 70 человек. Но на 4-ый день заседаний все приезжие участники съезда были арестованы полицией и высланы из Петербурга на родину.

Второй попыткой объединения был съезд, созванный петербургской общиной в январе 1907 г. На съезде присутствовало 70 делегатов различных направлений; темой съезда  обсуждение декрета о свободе вероисповедания, но попутно затрагивался также вопрос о единстве. В нем участвовали видные деятели сектанства: братья Каргель, И.С. Проханов, В.И.Долгополов, Д.И. Мазаев, И.А. Галяев, братья Степановы, братья Захаровы и др. Особенно выделялся в деятельности по объединению И.С.Проханов.

В 1909 г. в Петербурге Проханов созвал первый Всероссийский съезд евангельских христиан, на котором он же был избран председателем55 новосозданного союза. Таким образом евангелисты достигли своего объединения практически только через 36 лет после основания секты, тогда как южнорусские баптисты образовали единое целое всего через 18 лет после основания первой общины в Тбилиси (1867 г.). Причиной длительной раздробленности евангелизма были фактора как внешнего, так и внутреннего порядка, в частности, отсутствие надлежащего организатора после эмиграции Пашкова.

В 1924 г. в Ленинграде были проведены одногодичные курсы ЕХБ по подготовке проповедников. Впоследствии эти курсы евангелисты и баптисты проводили отдельно. Правда, баптистам удалось сделать после этого только один выпуск, тогда как евангелисты провели четыре (1925; 1926; 1927; 1928 гг.). 1 декабря 1927 г. в Москве были открыты Библейские курсы с трех годичным сроком обучения. Курсы были рассчитаны на 50 человек, обеспеченных полным содержанием. Преподавались следующие предметы: 1) Толкование Нового и Ветхого Заветов; 2) История Христианской Церкви; 3) История религий; 4) Догматическое богословие; 5) Этика; 6) Апологетика; 7) Учение о строении Церкви; 8) История религиозных движений в России; 9) Методика евангелизационной и воспитательной работы; 10) История Иудейства; 11) Древние языки; 12) Пение и музыка.

Значительную роль в подготовке проповедников играл ленинградский «Дом Евангелия», руководимый Фетлером.56 При местных союзах также организовывались краткосрочные курсы для подготовки благовестников.

Евангельские христиане после Октябрьской революции, как и прежде, представляли централизованную организацию, имевшую разветвленный и налаженный аппарат. Безусловное подчинение местных организаций центру – вот что было характерным для секты. Невыполнение и несоблюдение директив центра влекло за собой не только смену руководства, но зачастую и исключение из секты отдельных лиц и целых групп. От рядовых членов секты также требовалось безусловное подчинение аппарату. Во главе союза евангельских христиан стоял Всесоюзный Совет Евангельских Христиан (ВСЕХ), избиравшийся на съездах. Совет, в свою очередь, избирал президиум и председателя. В Совет включались председатели, секретари и пресвитеры важнейших местных организаций. Пленум Совета собирался периодически. По такому же принципу были построены окружные советы, которые даже и не назывались обычно советами, а отделами ВСЕХ.