«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В Священном Писании мы находим указание, что ветхозаветное обрезание являлось прообразом крещения. Апостол Павел в послании к Колоссянам учит: «Обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением» (Колос. 2, 11-12). А поскольку обрезание совершалось над младенцами в 8-й день по рождении, следовательно, и крещение должно быть совершаемо в младенческом возрасте.

Возражения баптистов, что младенцы несознательно принимают крещение и «допускать до водного крещения следует только верующих, переживших изменение своей жизни силою свыше»,81 не выдерживают критики. Кафолическая Церковь всегда разъясняла подобные недоумения, доказывала и утверждала, что по вере родителей и восприемников совершается это святое Таинство ибо из святого Евангелия известно, что Христос Спаситель посылал Свою благодать и исцелял немощных по вере других, как, например, дочь жены-хананеянки, расслабленного, спущенного к ногам Спасителя через кровлю дома.

Не менее произвольное толкование нынешние баптисты дают и таинству Покаяния. Господь предварил установление таинства Покаяния двукратным обетованием. Обращаясь к святому апостолу Петру, Он сказал: «И дам ти ключи Царства Небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет разрешен связано на небесех: и еже еще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех» (Мф.16, 19). В другой раз Христос это же изречение дословно напоминает всем апостолам, как предстоятелям Своей Церкви (Мф. 18, 18). Устанавливает Господь таинство Покаяния в первый день Своего славного воскресения словами: «Приимите Дух Святой Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» (Ин. 20, 22-23). Этими словами Господь, как уже было сказано, устанавливает Священство и тут же только ему (священству) дает власть «вязать и решить» грехи и никому другому. Для православного сознания здесь все ясно. Современный баптизм, питаясь делать греховное насилие и над этими определенными словами Христа, отвергает Покаяние как таинство. В экзегетическом разборе 20-й главы Евангелия от Иоанна, напечатанном в «Братском вестнике»82, мы читаем толкование известного богослов и лидера современного баптистского движения А. В. Карева на 21-23 стихи указанной главы: «Как понимать эти слова Христа? (Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся). Есть Церкви,  пишет далее он, – которые на основании этих слов ввели исповедь и отпущение грехов. Но мы понимаем эти слова Христа, как завещание проповедовать Евангелие, через которое, если оно проповедуется, люди приходят к покаянию и прощению грехов, а если оно не проповедуется, то люди остаются под тяжестью своих грехов. Лучшего смысла этих слов Христа трудно найти».83

Такая свободная интерпретация священного текста Библии для православного сознания является совершенно непонятной.

Конечно, мы не удивляемся подобным суждениям и тем более не порицаем их, а только сожалеем о том, что они (сектанты), оставив соборный разум Вселенской Церкви, которой руководит Дух Святой, в вопросах вероучения предоставлены самим себе, своей собственной немощи. Каждый человек, оставивший водительство Вселенской Церкви, неизбежно в вопросах веры уходит с Божественного пути и вступает на путь человеческих суждений и мудрствований. Все сектанты, оставившие Кафолическую Церковь и вступившие на путь ересей и раскола, как правило, основное, существенное принимает за второстепенное, а второстепенное за глаВное. Опять в том же «Братском вестнике» мы читаем статью о единстве Церкви, в которой указываются некоторые причины разделения верующих. Цитирую: «Основная ближайшая причина разделения верующих, – пишет А.В. Карев,  это выдвижение на первое место второстепенных вопросов, которые по существу должны занимать последнее место. Вот что порождает болезни в Церкви Христовой!… Например,

1. Вопрос о предопределении Божием...84

2. Вопрос о водном крещении...

3. Вопрос о рукоположении. Возлагать ли руки на крещаемого или не возлагать?…85

4. Вопрос о преломлении хлеба. Являются ли хлеб и вино, принимаемые во время причащения, символами Тела и Крови Христа, или они действительно превращаются в Тело и Кровь Его?».86

Как видим, даже то, что для Вселенской Церкви является святейшим таинством Евхаристии, у баптистов попало в число малозначащих второстепенных вопросов. В решении данного вопроса заслуживает особого внимания догматика современного баптизма. Вот как она рассматривает одну из кардинальных истин всего христианства: «Мы (баптисты) не признаем таинства превращения хлеба в Тело Христа и виноградного вина в Кровь Спасителя и того, что верующие якобы вкушают не хлеб и вино, но истинное Тело и Кровь Христа. Иисус Христос, – читаем далее, – взял хлеб, а телом Своим был рядом. Указывая на Себя (откуда это? – И. Глухов), Он сказал: «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое»; затем, указывая на преломляемый хлеб, Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание...».87 Верующий человек,  читаем далее, – омытый кровью Христа, принимает вино не для очищения грехов, но как в воспоминание о крови Христовой, которой он очищен...».88 Чтобы видеть весь произвол и греховное насилие в толковании Священного Писания нынешним баптизмом, обратимся к тексту Евангелия.

До установления таинства Евхаристии Господь даровал обетование о нем (по случаю насыщения 5 тысяч человек пятью хлебами): «Аз есмь хлеб животный иже сшедый с небесе, – сказал Господь. – Аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» (Ин. 6, 51). Евангелист Иоанн сообщает, что многие, слыша такое возвышенное учение Христа, не могли вместить, понять его и «пряхуся же (спорили) между собою жидове, глаголюще: как может Сей нам дати Плоть Свою ясти?» (Ин. 6, 52). Господь, зная все помыслы, которые обуревали иудеев, не разубеждает их в том, что они неправильно уяснили, но правильно поняли смысл сказанных Им слов, (хотя и не могли уверовать). И еще с большей силой подтверждает учение о том, что приблизилось время, когда Он Свою Плоть даст в «снедь»: «Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, имать живот вечный: и Аз воскрешу его в последний день. Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво. Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем... Ядый Мя, и той жив будет Мене ради» (Ин. 6, 53-57). Евангелист повествует, что иудеи слыша эти слова Христа, говорили: «Жестоко есть слово сие: кто может Его послушати?» (Ин. 6, 60). Господь в третий раз хочет убедить Своих учеников в истинности сказанных Им слов и говорит о чуде вознесения: «Сие ли вы блазнит (соблазняет)?» что же будет тогда, если увидите Сына Человеческаго восходящего туда, где был прежде? (Ин. 6, 62). Несмотря на все убедительные утверждения Спасителя, многие из его учеников, как сообщает святой евангелист Иоанн, «с этого времени... отошли от Него и уде не ходили с Ним» (67). Можно сказать, что к тем же последователям, которые окружали Христа, слушали Его слова и, не веря им, оставили Его относятся и нынешние баптисты, оставившие родную Церковь и ушедшие «на страну далече».

Смысл анализируемого текста требует буквального понимания слов Спасителя, Который на Тайной вечери, взяв хлеб, благословил, преломил и, раздавая его ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И прием чашу, и, хвалу воздав, даде им, глаголя: пиите от нея вси: сия бо есть Кровь Моя, Нового Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Отступать здесь от прямого понимания приведенного текста нет ни малейших оснований. Святая Церковь на основании Священного Писания с древнейших времен учила и учит о том, что в причащении мы вкушаем истинное тело и пьем истинную кровь Богочеловека, а вместе с этим принимаем всего Христа с Его Божеством и Человечеством. Игнатий Богоносец, муж апостольский, говорит о тождестве евхаристической плоти с плотию, которую Христос имел на земле, которою пострадал и которую воскресил Бог Отец.89

Об этом учит святой Иустин Философ, святой Ириней Лионский, об этом говорят чины древних литургий, вселенские соборы (I, Ш, и IV), Отцы и учители всех последующих веков, которые являются верными носителями и блюстителями апостольских преданий.