«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Дочитаем до конца цитируемый стих и пророк Исаии: «Славы Моея иному не дам, ниже добродетелей Моих истуканным», т.е. ложным, языческим богам, идолам. Их действительно отверг Господь, но можно ли приравнивать к идолам святых угодников Божиих и святых Ангелов? Тех, кого Сам Господь назвал друзьями Своими (Ин. 15, 14-15), даровал им от Своей славы: «И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им: да будут едино, якоже Мы едино есмы» (Ин. 17, 22). В них, как избранных, пребывает Божия благодать, через них Бог являет Свою силу и величие, и потому, поклоняясь им, мы поклоняемся не человеческому в них, а Божественному. Почитание Ангелов и святых тогда было бы идолопоклонством, когда бы мы воздавали Божеские почести им самим, но, почитая их выше всех земных существ, мы, однако, признаем их только друзьями, угодниками Божиими, ходатаями пред Богом.

Единственный Ходатай за нас пред Богом  Иисус Христос,  говорят баптисты. Они пишут: «Если люди, именующие себя христианами, читая слова Священного Писания, написанные по вдохновению Духа Святого: «...един Бог, един и посредник между Богом и человеком...» (1 Тим. 2, 5), не придают должного значения этим словам и продолжают призывать на помощь всевозможных посредников, то о таковых христианах можно сказать, что, веря, в бытие Божие, они не верят Богу, не верят Его словам, оставленным на страницах Писания».103

Если же понимать слова апостола Павла, как это делают баптисты, т.е., что у нас лишь один Молитвенник и Ходатай, то как тогда объяснить другие слова этого же Апостола: когда мы незнаем, как и о чем должно молиться, «Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными»? (Рим. 8, 26).

Христос  Ходатай по Своей природе, а святые  по благодати: они просят и молят за нас Бога не в свое имя, а во имя Христа, от Которого и получают силу.

В Священном Писании есть немало примеров ходатайства за людей пред Богом святых пророков и угодников Божиих. Так, пророк Захария видел Ангела, молившегося Богу за народ иудейский (Зах. 1, 12-14). В книге Откровения сказано о том, что «души убиенных за слово Божие» возопили к Богу об отмщении, почему они же не могут молить Бога и о прощении живущих на земле людей (Откр. 6, 9-10)?

Как могут святые знать о наших молитвах к ним, возражают баптисты, ведь они не всеведущи. Действительно, они не всеведущи, но, осеняемые Духом Святым, они еще на земле получают дар прозорливости, дар познания тайн далекого будущего и скрытых движений человеческого сердца. Так, слепой пророк Ахия узнал о приходе переодетой жены царя Иеровоама (3 Цар. 14, 1-6); пророк Елисей провидел и разрушил коварные планы царя Сирийского (4 Цар. 6, 8-12); апостол Петр обличил лукавство Анании и его жены (Деян. 5, 1-11). Праотец Авраам, находясь на небе, услышал вопль страждущего в аду богача, несмотря на разделяющую их великую пропасть; мало того, он знал, что происходит на земле после его кончины (Лк. 16, 23-36), ибо святые  «равны Ангелам» (Лк. 20, 36). Ангелы Божии, хотя и не всеведущи, знают о раскаянности каждого грешника на земле (Лк. 15, 10), о жизни каждой вверенной им души: «Блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго» (Мф. 18, 10).

В качестве возражения сектанты указывают: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения» (Пс. 145, 3-4); или: «Проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его» (Иерем. 17, 5), а также на апостола Петра, который запретил Корнилию поклониться ему: «И аз сам человек есмь» (Деян. 10, 25-26), и на Ангела, запретившего Иоанну Богослову поклониться ему (Откр. 19, 10-22).

У пророков Давида и Иеремии говорится о тех людях, которые, забывая о помощи Божией, надеются на людей, князей, а сердце их удаляется от Господа. Христиане же призывая святых, конечную надежду возлагают только на Бога, считая их лишь помощниками и молитвенниками пред Богом. Апостол Петр запретил Корнилию поклониться ему, несомненно, потому что Корнилий мог принять апостола Петра за одного из тех богов, которые, как думали язычники, могли принимать образ человека (Павел и Варнава в Листре). Жители Мелита приняли апостола Павла, без вреда стряхнувшего с руки смею, за бога (Деян. 28, 6). То же самое и Корнилий, будучи язычником, привыкший обожествлять знаменитых людей, хотел воздать апостолу Петру божеские почести.

Ангел Божий отклонил поклонение апостола Иоанна, потому что Иоанн в это время имел свидетельство Иисуса, был в духе пророчества. Во время сего откровения апостол Иоанн лицезрел Самого Бога, увидев Ангела, пал на колени и хотел поклониться ему, но удержан был Ангелом, сказавшим: «Богу поклонися» (Откр. 19, 10), сотворившему небо и землю.

В других обстоятельствах ангелы и святые люди принимали поклонение. Иисус Навин поклонился ангелу (Иис. Н. 5, 14-15), родители Сампсона поклонились ангелам (Суд. 18, 20).

Отвергая Божеские почести, святые ангелы и угодники Божии, однако, принимали поклонение людей, признающих их человеческое величие и совершенство. Так, пророк Нафан поклонился Давиду «лицом до земли» (3 Цар. 1, 23); Давиду поклонились и Орна (1 Пар. 21, 21); и Авигея (1 Цар. 25, 23). Авдий поклонился пророку Илии (3 Цар. 18, 7), сонамитянка – Елисею (4 Цар. 4, 37); темничный страж «в трепете припал к Павлу и Силе» (Деян. 16, 29). Ангелу, предстоятелю Филадельфийской Церкви, Господь сказал: «Се сотворю их, да приидут и поклонятся (иудеи) пред ногами твоими, и уразумеют, яко Аз возлюбих тя» (Откр. 3, 9). Святым поклонялись не только при их жизни, но и после смерти: когда царю Саулу явился пророк Самуил, то царь «пал лицом на землю и поклонился» (1 Цар. 28, 14).

Священное Писание, следовательно, полностью опровергает утверждение баптистов, что святые Ангелы и угодники Божии отвергали поклонение людей.

Святой Киприан Карфагенский говорит: «Мы всегда, как и вы знаете, приносим жертвы, когда только ежегодным воспоминанием празднуем страдания и дни мучеников».104