«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В заключение можно сказать только одно, что всякий беспристрастный искатель истины может после ознакомления с вероучением сектантов убедиться, что они не имеют никакой базы под собою, отделяясь от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Учение их несостоятельно. Они представляют из себя ничто иное, как только общество самовольно, самочинно собравшееся, а не по воле Христа и Его Апостолов.

Краткие страницы конспекта не позволяют пространнее и глубже коснуться рассмотренных сект. Но и из сказанного невольно убеждаешься и проникаешься мыслью в несостоятельности их учения, сущность которого, по меткому замечанию одного из знатоков сектантства, есть пустота, несмотря на это, они преследуют далекую цель, они хотят, как и все секты, уничтожить исторические Церкви ― Католическую и Православную. «Баптисты уподобляют себя первым христианам, которые жили в языческом мире и завоевали его. Вторичное завоевание мира для Христа ― в этом главное назначение баптистов».119

Во исполнение заповеди Христа о единстве Церкви (Ин. 17, 21), которую Он «Стяжа Кровию Своею» (Деян. 20, 28), и Его Апостолов, не раз слезно умолявших и увещевавших христиан беречь церковное единство через соблюдение «единства духа в союзе мира и любви» (Ефес. 4, 3), и предсказавших о многих опасностях церковного разделения (Даян. 20, 29; 2 Петр, 2, 13), ― нам, православным христианам, особенно нашим воспитанникам и студентам ― кандидатам священства, попечительству и окормлению которых в недалеком будущем будут вручены благодатию Духа Святого верные чада Божии, следует любить нашу мать ― Русскую Православную Церковь, которая духовно питала и вскормила многие поколения наших предков так же, как питает и нас.

Р.М. Конь

СЕКТОВЕДЕНИЕ

Конспект лекций для студентов 4 курса

ВВЕДЕНИЕ

Сектоведение изучает краткую историю, вероучение, культ и практику религиозных движений отпадших от православной Церкви или исповедующих идеи осужденные и несогласные с ее догматическим сознанием.

Предметом изучения являются секты, получившие широкое распространение в России в конце XIX и XX вв. (баптисты, пятидесятники, иеговисты, новоапостольская церковь, анабаптистское движение).

Доктрина сект включает в себя идеи, ранее осужденные Церковью. Это учения, отрицающие Святую Троицу, богочеловеческую сторону во Христе, отвергающие бессмертие души, вечность адских мучений, церковные таинства, иерархию. Некоторые секты пересматривают состав Священного Писания или предпринимают новый перевод в соответствии со своим учением.

Но, несмотря на множество сект они по существу своему сходны с ранее известными ересями, можно заметить своего рода преемство и еретическое предание, восходящее в отдельных случаях к апостольскому времени. Это предание не всегда бывает исторически непрерывным, но всегда есть связь идей. При этом секты представляют собой нечто своеобразное, образовавшееся в ходе изменения уже известных учений, под влиянием новых исторических, национальных условий, культурных и других факторов. Например, баптисты своими корнями восходят к анабаптистскому движению, в свою очередь на становление идеи анабаптизма оказали влияние такие секты как сокраментарии, вайтенсы, катары, учение Джона Умре, Яна Гуса, эти движения питались идеями которые восходят к донатизму, новацианству и т.д. Преемство идей.

Необходимо обращаться к истории становления их доктрин, такой взгляд определяет методологический (исторический, богословский) подход.

О необходимости проведения полемики с сектантами еще в V веке говорил Ириней Лионский в предисловии к 4-й книге «О лжеименном знании» «...Тому же, кто желает обратить их (еретиков) надлежит точно знать системы их учения, ибо невозможно кому-либо лечить больных, когда он не знает болезни людей нездоровых. Поэтому предшественники мои, притом гораздо лучшие меня не могли, однако удовлетворительно опровергнуть последователей Валентиана, потому что не знали их учение...». Т.о., видно, что святоотеческое наследие определяет методологию.

ИСТОРИЯ ТЕРМИНА СЕКТА.

КУЛЬТ, ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Догматическое сознание Церкви выражается через понятие терминов, котором на вселенских соборах была сформулирована церковная истина. Самосознание себя единой и святой церковью есть одновременно и сознание своей отдаленности от иноверцев. Таким образом, язык Церкви является средством сохранения ее единства; в то же время он является эффективным средством выявления заблуждений, искажений церковной истины.