Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О ТОМ, -ЧТО СОБОР НИКЕЙСКИЙ-7. Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство

16) Какого же исполнено это нечестия, — не усомнится, думаю, всякий имеющий хотя бы малое чувство. Поскольку же они втайне разглашают, что Слово и Премудрость суть наименования только Сына, то необходимо спросить их: если это — наименования только Сына, то сам Он инаков будет с ними? И если Он — совершеннее именований, то неблагочестно совершеннейшее обозначать менее совершенным. Если же Он — ниже имен, то, конечно, есть причина наименованию от совершеннейшего; это же означает опять Его преуспеяние, а такая мысль — не менее прежней нечестива. Ибо о Том, Кто — во Отце и в Ком — Отец, Кто говорит о Себе: Аз и Отец едино есма (Ин 10:30), и Кого видевый виде Отца (14:9), — сказать, что Он усовершается 420

396 О песнях, сочиненных Арием, упоминает Филосторгий в кн. 2. гл. 2. О сочинении же Ариевом под названием «Талия» пишет Сократ в «Церковной истории», кн. 1, гл. 4.

от чего-либо внешнего, будет выше всякого безумия.

Но у лишенных этой опоры и, подобно Евсевиевым сообщникам, приведенных в великое затруднение, остается наконец то, что Арий, как бы в новом недоумении, баснословит в своих песнях и в своей «Талии»396: «Многие словеса изрекает Бог, которое же из них называем мы Сыном и единородным Словом Отца?» О несмысленные, и скорее всё, только не христиане! Во-первых, говоря подобным образом о Боге, едва не человеком представляют себе Бога, Который так говорит и заменяет прежние слова новыми, как будто единого Слова от Бога недостаточно к совершению всего творения по воле Отца и к промышлению о всем. Изречение Им многих словес показывало бы немощность всех Его словес, потому что каждое дает еще место потребности другого; употребление же Богом единого Слова (как и действительно Оно — одно) показывает и Божие могущество, и совершенство Слова, Которое — от Бога, и благочестивое разумение так мудрствующих.

17) О, если бы и они, хотя бы вследствие того, что сами говорят теперь, пожелали исповедать истину! Если однажды соглашаются, что Бог произносит слова, то, конечно, признают Его Отцом. А зная это, пусть вникнут, что, не соглашаясь признать единого Божия Слова, представляют Бога Отцом многих. Не хотят они отрицать, что несомненно есть Божие Слово, но не исповедуют того, что Слово есть Божий Сын, а это есть неведение истины и неопытность в Божественных Писаниях. Если Бог 421

несомненно есть Отец Слова, то почему рожденный — не Сын? И опять, кто же был бы Сыном Божиим, кроме Слова Его? Слов не много, чтобы не быть не достаточным каждому, но одно — Слово, чтобы Ему одному быть совершенным. Одно — Слово, потому что един — Бог, и один должен быть Его образ, который есть Сын.

Сын Божий, как из самого Писания можно видеть, есть Божие Слово, и Премудрость, и образ, и рука, и Сила, потому что одно — Божие рождение, все же это суть признаки рождения от Отца. Произносишь ли слово Сын, этим выражаешь, что Он — от Отца по естеству. Составляешь ли в себе понятие: Слово? Опять представляешь бытие от Отца и нераздельность с Отцом. И нарицая Премудростию, тем не менее, имеешь опять в мысли не происхождение совне, но бытие от Отца и во Отце. Именуешь ли Силою и рукою? Опять обозначаешь этим собственную принадлежность сущности. И говоря: образ, возвещаешь Сына, ибо что было бы подобно Богу, кроме рожденного от Бога? Без сомнения, что сотворено чрез Слово, то основано Премудростию, и что основано в премудрости, все то совершено рукою и получило бытие чрез Сына. И в этом уверяемся не внешними свидетельствами, но из Писаний. Сам Бог говорит чрез пророка Исаию: Рука Моя основа землю, и десница Моя утверди небо (48:13); и еще: и под сению руки Моея покрыю тя, еюже поставих небо и основах землю (51:16). Давид же, познав сие и ведая, что рука эта есть Премудрость, воспел: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея (Пс 103:24), как и Соломон, прияв ведение от Бога, сказал: Бог премудростию основа землю (Притч 3:19). А Иоанн, зная, что рука и Премудрость есть Слово, благовествовал: в начале 422

бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть (Ин 1:1–3). И апостол, усматривая, что рука, Премудрость, Слово есть Сам Сын, говорит: многочастне и многообразне древле Бог, глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори (Евр 1:1–2); и еще: един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем (1 Кор 8:6). И опять, зная, что Слово, Премудрость, Сын есть образ Отца, говорит в послании к Колоссянам: благодаряще Бога и Отца призвавшаго нас в причастие наследия святых во свете, Иже избави нас от власти темныя, и престави в царство Сына любве Своея, о Немже имамы избавление, оставление грехов. Иже есть образ Бога невидимаго, перворожден всея твари, яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася: и Той есть прежде всех, и всяческая в Нем состоятся (1:12–17). Все создано как Словом, так и в Слове, потому что Оно есть образ. Кто такую мысль имеет о Господе, тот не преткнется о камень претыкания (Рим 9:32), но пойдет скорее к озарению пред светом истины, ибо таково действительно — мудрствование истины, хотя бы надрывались от упорства эти (люди), ни Бога не чествующие, ни стыдящиеся, когда обличают их доводами.

18) Евсевиевы сообщники, так допрошенные многими, осудив тогда сами себя, как сказал я выше, подписались и, раскаявшись, умолкли и удалились. Но поскольку нынешние еретики, величаясь злочестием и в омрачении кружась около истины, одно только имеют намерение — обвинять Собор, то пусть скажут нам, из каких писаний научившись или 423

от кого из святых услышав, собрали они себе изречения — из не сущего, и: не был, пока не рожден; было, когда Он не был; изменяемость, преждебытие, волею, — какие употребляют они, издеваясь над Господом?

Блаженный Павел в послании к Евреям говорит: верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти (11:3); но у Слова нет ничего общего с веками, потому что Оно предваряет бытием Своим веки, и Им веки получили бытие. И в книге «Пастырь» (потому что и на эту книгу, хотя нет ее в каноне, ссылаются они) написано: «Прежде всего веруй, что един есть Бог, Который все сотворил и совершил, и из не сущего привел всё в бытие». Но это опять нимало не относится к Сыну, ибо книга говорит обо всем том, что Им приведено в бытие и с чем Он инаков, потому что Зиждителя невозможно причислять к Его произведениям, разве какой несмысленный станет утверждать, что и зодчий есть одно и то же с произведенными им зданиями. Итак, почему же, сами к утверждению нечестия изобретая речения, каких нет в Писании, обвиняют тех, которые речениями, не из Писания взятыми, утверждают благочестие? Нечествовать запрещено во всяком случае, хотя бы покушался кто облечь это испещренными словами и правдоподобными умствованиями, а благочествовать у всех признается делом святым, хотя бы употреблял кто странные речения, если только предлагающий их имеет благочестивую мысль и хочет этими речениями благочестиво выразить, чт? у него в мысли. Так и тогда и ныне доказано словом, что упомянутые выше низкие речения христоборцев исполнены всякого нечестия.

А в том, что написано и определено против 424

них на Соборе, если кто исследует тщательно, без сомнения, найдет заключающуюся истину, особливо же вопросив с любознательностью, услышит он и основательный предлог к употреблению таковых речений. Ибо предлог этот есть следующий.

19) Поскольку Собору было угодно вывести из употребления внесенные арианским злочестием речения, написать же признаваемые всеми выражения из Писаний, а именно, что Сын — не из не сущего, но — от Бога, что Он есть Слово и Премудрость, не тварь, не произведение, но собственное рождение от Отца; Евсевиевы же сообщники, увлекаемые долговременным своим зловерием, хотели настоять, что речение от Бога есть общее и нам и Божию Слову, и Слово в этом не различествует от нас, по написанному: Един Бог, из Негоже вся (1 Кор 8:6), и еще: древняя мимоидоша, се быша вся нова, всяческая же от Бога (2 Кор 5:17–18), то Отцы, усмотрев их коварство и злокозненность нечестия, вынуждены были, наконец, яснее выразить речение: от Бога и написать, что Сын — от Божией сущности, чтобы не почел кто речения: от Бога общим и равно принадлежащим и Сыну и тварям, но всякий веровал, что все прочее есть тварь, одно же Слово — от Отца. Ибо, хотя сказано, что все — от Бога, однако же, говорится это в инаковом смысле, нежели о каком — от Бога Сын. Что касается до тварей, — поскольку существуют они не без причины и приходят в бытие не самопроизвольно и не случайно, как объясняют их происхождение из сцепления атомов и однородностей, или, как некоторые из еретиков, именуют иного зиждителя, или, как другие опять говорят, что создано все какими-то ангелами, напротив же того, как есть Бог, так Им чрез Слово и все из не существовавшего прежде приведено в бытие, то посему 425