Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О ТОМ, -ЧТО СОБОР НИКЕЙСКИЙ-7. Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство

сказует: единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (18). Итак, если — Сын, то — не тварь; если же — тварь, то — не Сын. Ибо великая разность между тем и другим, и один и тот же не может быть Сыном и тварию; иначе надлежало бы признать, что сущность его и от Бога, и вне Бога.

class="postLine"> 14) Ужели же напрасно написано это изречение? И это жужжат они так же нам в уши, как — стадо комаров. Нет, не напрасно, но по крайней необходимости написано это. Ибо говорится, что создан, но — когда стал человеком, потому что это — свойственно человеку. А что этот смысл заключается в тех словах, — это совершенно найдет, кто читает без нерадения, а напротив того, входит в исследование — и времени, и лиц, и потребности написанного, и таким образом разбирает и уразумевает прочитанное. Так найдет указываемое изречением время и узнает, что Господь, всегда сый, впоследствии, при скончании веков стал человеком, и будучи Сыном Божиим, соделался и сыном человеческим. Уразумеет и потребность, а именно, что, желая упразднить нашу смерть, восприял на Себя тело от Девы Марии, да, принесши оное за всех в жертву Отцу, избавит всех нас, елицы страхом смерти чрез все житие повинни бехом работе (Евр 2:15). О лице же, хотя оно есть лицо Спасителя, тогда уже говорится, когда, приняв на Себя тело, говорит о Себе: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя (Притч 8:22). Ибо как истинному Сыну Божию совершенно приличествует вечное бытие и бытие в лоне Отца, так соделавшемуся человеком прилично выражение: Господь созда Мя. Ибо тогда говорится уже о Нем, что Он и алкал, и жаждал, и спрашивал, — где лежит Лазарь, и пострадал, и воскрес. И как слыша, что Он — Господь, и Бог, и Свет истинный, представляем 418

Его сущим от Отца, так слыша: созда, и раб, и пострадал, справедливо будет не приписывать этого Божеству, потому что Божеству это не свойственно, но относить к плоти, которую понес Он на Себе ради нас, потому что ей это свойственно, и сама плоть принадлежит не кому-либо иному, но Слову.

А если кто пожелает узнать, какая от этого польза, то найдет и это, ибо Слово плоть бысть (Ин 1:14), чтобы и плоть принесена была за всех, и мы, причастившись Духа Его, могли быть обожены, чего не достигли бы мы иначе, если бы не облекся Он в наше тварное тело. Ибо таким образом стали мы уже именоваться людьми Божиими и человеками о Христе. Но как мы, прияв Духа, не теряем собственной своей сущности, так и Господь, став ради нас человеком и понесши на Себе тело, тем не менее, пребыл Богом, потому что не умалил Себя облечением в тело, а напротив того, и его обожил и соделал бессмертным.

15) И этого достаточно, чтобы предать позору арианскую ересь, потому что нечестивые, как даровал Господь, обличены собственными их словами. Но теперь и мы выступим вперед и потребуем у них ответа. Ибо благовременно — выслушать им вопросы от нас, когда пришли в затрудненис в своих умствованиях. Может быть, хоть этим пристыженные, обратят взор туда, откуда низпали эти злонамеренные.

О Сыне Божием, как сказали прежде, знаем из Божественных Писаний, что Он есть Слово и Премудрость Отчая, ибо апостол говорит: Христос Божия сила и Божия премудрость (1 Кор 1:24), а Иоанн, сказав: и Слово плоть бысть, вскоре присовокупил: и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (1:14), то есть поскольку Слово есть единородный Сын, то 419

этим Словом и Премудростью сотворены небо и земля, и все, что на них. А что источник этой премудрости есть Бог, — это узнаем из книги Варуха, где обвиняется Израиль, — что оставил источника премудрости (3:12). Посему, если отрицаются от написанного, то, став с сего времени чуждыми самого имени, в собственном смысле могут получить от всех наименование безбожных и христоборцев, потому что и сами себя так наименовали. Если же исповедуют вместе с нами, что глаголы Писания — богодухновенны, то пусть осмелятся сказать явно то, что думают втайне, а именно, что Бог был некогда без Слова и без Премудрости; пусть подтвердят в своем безумии: «Было, когда Сын не был, Христос не был, пока не родился», пусть еще объявят, что Источник не из себя породил Премудрость, но приобрел ее совне, чтобы смело им сказать: «Из не сущего произошел Сын», ибо это показывает уже в Нем не источник, но какой-то ров, как бы совне приявший в себя воду и восхитивший себе наименование источника.

16) Какого же исполнено это нечестия, — не усомнится, думаю, всякий имеющий хотя бы малое чувство. Поскольку же они втайне разглашают, что Слово и Премудрость суть наименования только Сына, то необходимо спросить их: если это — наименования только Сына, то сам Он инаков будет с ними? И если Он — совершеннее именований, то неблагочестно совершеннейшее обозначать менее совершенным. Если же Он — ниже имен, то, конечно, есть причина наименованию от совершеннейшего; это же означает опять Его преуспеяние, а такая мысль — не менее прежней нечестива. Ибо о Том, Кто — во Отце и в Ком — Отец, Кто говорит о Себе: Аз и Отец едино есма (Ин 10:30), и Кого видевый виде Отца (14:9), — сказать, что Он усовершается 420

396 О песнях, сочиненных Арием, упоминает Филосторгий в кн. 2. гл. 2. О сочинении же Ариевом под названием «Талия» пишет Сократ в «Церковной истории», кн. 1, гл. 4.

от чего-либо внешнего, будет выше всякого безумия.

Но у лишенных этой опоры и, подобно Евсевиевым сообщникам, приведенных в великое затруднение, остается наконец то, что Арий, как бы в новом недоумении, баснословит в своих песнях и в своей «Талии»396: «Многие словеса изрекает Бог, которое же из них называем мы Сыном и единородным Словом Отца?» О несмысленные, и скорее всё, только не христиане! Во-первых, говоря подобным образом о Боге, едва не человеком представляют себе Бога, Который так говорит и заменяет прежние слова новыми, как будто единого Слова от Бога недостаточно к совершению всего творения по воле Отца и к промышлению о всем. Изречение Им многих словес показывало бы немощность всех Его словес, потому что каждое дает еще место потребности другого; употребление же Богом единого Слова (как и действительно Оно — одно) показывает и Божие могущество, и совершенство Слова, Которое — от Бога, и благочестивое разумение так мудрствующих.

17) О, если бы и они, хотя бы вследствие того, что сами говорят теперь, пожелали исповедать истину! Если однажды соглашаются, что Бог произносит слова, то, конечно, признают Его Отцом. А зная это, пусть вникнут, что, не соглашаясь признать единого Божия Слова, представляют Бога Отцом многих. Не хотят они отрицать, что несомненно есть Божие Слово, но не исповедуют того, что Слово есть Божий Сын, а это есть неведение истины и неопытность в Божественных Писаниях. Если Бог 421

несомненно есть Отец Слова, то почему рожденный — не Сын? И опять, кто же был бы Сыном Божиим, кроме Слова Его? Слов не много, чтобы не быть не достаточным каждому, но одно — Слово, чтобы Ему одному быть совершенным. Одно — Слово, потому что един — Бог, и один должен быть Его образ, который есть Сын.

Сын Божий, как из самого Писания можно видеть, есть Божие Слово, и Премудрость, и образ, и рука, и Сила, потому что одно — Божие рождение, все же это суть признаки рождения от Отца. Произносишь ли слово Сын, этим выражаешь, что Он — от Отца по естеству. Составляешь ли в себе понятие: Слово? Опять представляешь бытие от Отца и нераздельность с Отцом. И нарицая Премудростию, тем не менее, имеешь опять в мысли не происхождение совне, но бытие от Отца и во Отце. Именуешь ли Силою и рукою? Опять обозначаешь этим собственную принадлежность сущности. И говоря: образ, возвещаешь Сына, ибо что было бы подобно Богу, кроме рожденного от Бога? Без сомнения, что сотворено чрез Слово, то основано Премудростию, и что основано в премудрости, все то совершено рукою и получило бытие чрез Сына. И в этом уверяемся не внешними свидетельствами, но из Писаний. Сам Бог говорит чрез пророка Исаию: Рука Моя основа землю, и десница Моя утверди небо (48:13); и еще: и под сению руки Моея покрыю тя, еюже поставих небо и основах землю (51:16). Давид же, познав сие и ведая, что рука эта есть Премудрость, воспел: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея (Пс 103:24), как и Соломон, прияв ведение от Бога, сказал: Бог премудростию основа землю (Притч 3:19). А Иоанн, зная, что рука и Премудрость есть Слово, благовествовал: в начале 422