Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О ТОМ, -ЧТО СОБОР НИКЕЙСКИЙ-7. Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство

бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть (Ин 1:1–3). И апостол, усматривая, что рука, Премудрость, Слово есть Сам Сын, говорит: многочастне и многообразне древле Бог, глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори (Евр 1:1–2); и еще: един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем (1 Кор 8:6). И опять, зная, что Слово, Премудрость, Сын есть образ Отца, говорит в послании к Колоссянам: благодаряще Бога и Отца призвавшаго нас в причастие наследия святых во свете, Иже избави нас от власти темныя, и престави в царство Сына любве Своея, о Немже имамы избавление, оставление грехов. Иже есть образ Бога невидимаго, перворожден всея твари, яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася: и Той есть прежде всех, и всяческая в Нем состоятся (1:12–17). Все создано как Словом, так и в Слове, потому что Оно есть образ. Кто такую мысль имеет о Господе, тот не преткнется о камень претыкания (Рим 9:32), но пойдет скорее к озарению пред светом истины, ибо таково действительно — мудрствование истины, хотя бы надрывались от упорства эти (люди), ни Бога не чествующие, ни стыдящиеся, когда обличают их доводами.

18) Евсевиевы сообщники, так допрошенные многими, осудив тогда сами себя, как сказал я выше, подписались и, раскаявшись, умолкли и удалились. Но поскольку нынешние еретики, величаясь злочестием и в омрачении кружась около истины, одно только имеют намерение — обвинять Собор, то пусть скажут нам, из каких писаний научившись или 423

от кого из святых услышав, собрали они себе изречения — из не сущего, и: не был, пока не рожден; было, когда Он не был; изменяемость, преждебытие, волею, — какие употребляют они, издеваясь над Господом?

Блаженный Павел в послании к Евреям говорит: верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти (11:3); но у Слова нет ничего общего с веками, потому что Оно предваряет бытием Своим веки, и Им веки получили бытие. И в книге «Пастырь» (потому что и на эту книгу, хотя нет ее в каноне, ссылаются они) написано: «Прежде всего веруй, что един есть Бог, Который все сотворил и совершил, и из не сущего привел всё в бытие». Но это опять нимало не относится к Сыну, ибо книга говорит обо всем том, что Им приведено в бытие и с чем Он инаков, потому что Зиждителя невозможно причислять к Его произведениям, разве какой несмысленный станет утверждать, что и зодчий есть одно и то же с произведенными им зданиями. Итак, почему же, сами к утверждению нечестия изобретая речения, каких нет в Писании, обвиняют тех, которые речениями, не из Писания взятыми, утверждают благочестие? Нечествовать запрещено во всяком случае, хотя бы покушался кто облечь это испещренными словами и правдоподобными умствованиями, а благочествовать у всех признается делом святым, хотя бы употреблял кто странные речения, если только предлагающий их имеет благочестивую мысль и хочет этими речениями благочестиво выразить, чт? у него в мысли. Так и тогда и ныне доказано словом, что упомянутые выше низкие речения христоборцев исполнены всякого нечестия.

А в том, что написано и определено против 424

них на Соборе, если кто исследует тщательно, без сомнения, найдет заключающуюся истину, особливо же вопросив с любознательностью, услышит он и основательный предлог к употреблению таковых речений. Ибо предлог этот есть следующий.

19) Поскольку Собору было угодно вывести из употребления внесенные арианским злочестием речения, написать же признаваемые всеми выражения из Писаний, а именно, что Сын — не из не сущего, но — от Бога, что Он есть Слово и Премудрость, не тварь, не произведение, но собственное рождение от Отца; Евсевиевы же сообщники, увлекаемые долговременным своим зловерием, хотели настоять, что речение от Бога есть общее и нам и Божию Слову, и Слово в этом не различествует от нас, по написанному: Един Бог, из Негоже вся (1 Кор 8:6), и еще: древняя мимоидоша, се быша вся нова, всяческая же от Бога (2 Кор 5:17–18), то Отцы, усмотрев их коварство и злокозненность нечестия, вынуждены были, наконец, яснее выразить речение: от Бога и написать, что Сын — от Божией сущности, чтобы не почел кто речения: от Бога общим и равно принадлежащим и Сыну и тварям, но всякий веровал, что все прочее есть тварь, одно же Слово — от Отца. Ибо, хотя сказано, что все — от Бога, однако же, говорится это в инаковом смысле, нежели о каком — от Бога Сын. Что касается до тварей, — поскольку существуют они не без причины и приходят в бытие не самопроизвольно и не случайно, как объясняют их происхождение из сцепления атомов и однородностей, или, как некоторые из еретиков, именуют иного зиждителя, или, как другие опять говорят, что создано все какими-то ангелами, напротив же того, как есть Бог, так Им чрез Слово и все из не существовавшего прежде приведено в бытие, то посему 425

говорится, что тварь — от Бога. А поскольку Слово — не тварь, то говорится о Нем, что Оно одно — от Отца, и признаком такового разумения — то, что Сын — от сущности Отчей, ибо сие не свойственно ничему сотворенному. Да и Павел, сказав, что все — от Бога, тотчас присовокупил: и един Господь Иисус Христос, Имже вся (1 Кор 8:6), чтобы показать всякому, что Сын отличен от всего сотворенного Богом, потому что сотворенное от Бога сотворено чрез Сына, и Павел сказал это по той причине, что творение совершено Богом, а не потому, что и всё так же — от Отца, как и Сын. Ибо все созданное не то же, что — Сын, и Слово не есть одна из тварей, но Господь и Создатель всего. Посему-то и святой Собор выразил яснее, что Слово — от сущности Отчей во уверение, что Слово — инаково с природою сотворенных вещей, одно есть истинно от Бога, и чтобы нечестивым не оставалось более предлога к обольщению. Итак, вот причина, почему написано: от сущности.

20) Епископы говорили еще, что должно написать: Слово есть истинная сила и образ Отца, что Оно — подобно Отцу во всем, не отлично от Него, непреложно, всегда нераздельно и в Нем пребывает, ибо Слово никогда не было лишено бытия, но всегда имело его, вечно пребывая у Отца, как сияние света. Евсевиевы же приверженцы, хотя терпели это, не смея противоречить от стыда, потому что были уже обличены, однако же, стало заметно, что они друг другу шептали и подавали знаки глазами, будто бы слова: подобно, всегда, и имя: сила, также: в Нем, — суть опять общие и нам и Сыну. И им никакой нет трудности согласиться с нами. Таково слово: подобно, потому что употреблено в Писании о нас: человек есть образ и слава Божия (1 Кор 11:7). Таково же и слово: всегда, потому что написано: 426

присно бо мы живии (2 Кор 4:11), и слово: в Нем: о Нем бо живем, и движемся, и есмы (Деян 17:28); и слово: непреложно, потому что написано: ничто не разлучит нас от любви Христовой (см. Рим 8:35). Что же касается до слова: сила, то и гусеница и мшица называются силою, и силою великою (Иоил 2:25), неоднократно же и о людях писано, как например: изыде вся сила Господня из земли Египетския (Исх 12:41), а есть и иные, небесные силы, ибо сказано: Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль (Пс 45:8). Подобное сему писал, научившись у них, Астерий, называемый софистом, а прежде него, как сказано, научившийся сему Арий. Посему епископы, и в этом усмотрев их лицемерие и то, что по написанному лесть есть в сердцах нечестивых кующих злая (Притч 12:20), и сами были вынуждены вновь извлечь смысл из Писаний, и что сказали прежде, то же опять раскрыть и написать яснее, а именно, что Сын — единосущен Отцу, в обозначение того, что Сын не только подобен Отцу, но есть от Отца тождественный с Ним по подобию, и в показание, что подобие и непреложность Сына — инаковы с тем, что у нас называется уподоблением, какового достигаем мы вследствие добродетели через соблюдение заповедей. Подобные между собою тела могут быть разлучены и находиться вдали одно от другого; таковы, например, сыны человеческие и родившие их, как написано об Адаме и рожденном им Сифе, что Сиф был подобен Адаму по виду его (см. Быт 5:3). Поскольку же рождение Сына от Отца — инаково с естеством человеческим, и Сын не только подобен, но и неотделим от сущности Отчей, Сын и Отец едино суть, — как сказал Сам Сын (ср. Ин 10:30), Слово — всегда во Отце и Отец — в Слове, как неразлучны сияние и свет (ибо это и выражается этим речением), 427

то посему Собор, представляя себе это, прекрасно написал: единосущен, чтобы низложить злонравие еретиков и показать, что Слово — инаково с вещами сотворенными; и, написав это, тотчас присовокупил: «А кто говорит, чго Сын Божий — из не сущего, или — есть тварь, или — изменяем, или — произведение, или — от иной сущности, тех предает анафеме Святая и Вселенская Церковь». Сказав же это, Отцы ясно выразили, что речения от сущности и единосущный служат к искоренению введенных нечестием слов, каковы суть: тварь и произведение, созидаемый, изменяемый; не был, пока не рожден; ибо кто так мудрствует, тот прекословит Собору, а кто не мудрствует по Ариеву, тот необходимо мудрствует и разумеет, как Собор, ясно усматривая, какое отношение сияния к свету, и отсюда заимствуя образ истины.

21) Итак, если и они представляют в предлог новость речений, то пусть вникнут в ту мысль, с какою написал так Собор, предавая анафеме то, что действительно анафематствовал Собор, и потом уже, если могут, порицают выражения. Но верно знаю, что, вникнув в мысль Собора, несомненно примут и речения, выражающие мысль. А если захотят осуждать и мысль, то всякому покажут, что напрасно говорят о речениях и только вымышляют для себя побуждения к нечестию. Итак, вот причина к введению подобных речений. Если же ропщут еще на то, что речения эти взяты не из Писания, то после этого сами пусть будут изринуты как пустословящие и не здравые умом и себя самих осуждают в том, что первые подали к этому предлог, когда начали богоборствовать, употребляя слова, взятые не из Писания.

Но впрочем, если кто любознателен, то пусть узнает, что, хотя речений этих и нет в Писаниях, 428

однако же, как сказано прежде, заключающаяся в них мысль взята из Писания, и когда произносятся они, выражают эту мысль для тех, у кого слух всецело устремлен к благочестию. Это можно как тебе приметить, так и им понять при всем их невежестве. Было перед этим доказано, и действительно должно сему веровать, что Слово — от Отца и есть единственное, собственное по естеству Его рождение. Ибо от кого иного представит кто себе Сына, Который есть Премудрость и Слово, Имже вся быша, как — не от Самого Бога? Впрочем, этому научены мы и из Писаний. Отец говорит через Давида: отрыгну сердце Мое Слово благо (Пс 44:2); и: из чрева прежде денницы родих Тя (109:3); и Сын объясняет о Себе иудеям: аще Бог Отец ваш бы был, любили бысте убо Мене, Аз бо от Отца изыдох (Ин 8:42); и еще: не яко Отца видел есть кто, токмо Сый от Бога, Сей виде Отца (6:46). И сказать: Аз и Отец едино есма (10:30), и: Аз во Отце, и Отец во Мне (14:10), то же значит, что сказать: Я — от Отца и неотделим от Него. И Иоанн, говоря: единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (1:18), изрек это, научившись у Спасителя. Ибо что иное обозначается словом в лоне, как не преискреннее рождение Сына от Отца?