Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О ТОМ, -ЧТО СОБОР НИКЕЙСКИЙ-7. Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство

6) Итак, говорят они, как и те полагали и осмеливались утверждать: «Не всегда — Отец, не всегда — Сын, Сын не имел бытия, пока не рожден, но и Он пришел в бытие из не сущего, потому Бог не всегда был Отцом Сыну, когда пришел в бытие и создан Сын, тогда и Бог стал именоваться Отцем Его, потому что Слово есть тварь и произведение, и по сущности чуждо и не подобно Отцу, Сын не по естеству и не истинное Отчее Слово, не единственная и не истинная Отчая Премудрость, но, будучи тварию и одним из произведений, не в собственном смысле именуется Словом и Премудростию. Ибо и Он, подобно как и все, приведен в бытие словом, сущим в Боге, а посему Сын — и не истинный Бог».

Но я и их намерен сперва спросить о следующем: что такое вообще сын? И какое значение этого имени? Чтобы хотя бы через это могли они понять утверждаемое ими.

Божественное Писание показывает нам двоякое разумение этого имени: одно, прилагаемое к тем, о которых Моисей говорит в законе: аще послушаеши гласа Господа Бога твоего, еже хранити вся заповеди Его, яже Аз заповедую тебе днесь, творити доброе и угодное пред Господем Богом твоим. Сынове есте Господа Бога вашего (Втор 13:18; 14:1). Так и Иоанн говорит в Евангелии: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (1:12). Другое разумение, — по которому Исаак — сын Авраамов, Иаков — сын Исааков, и патриархи — сыновья Иаковлевы. 407

В каком же из этих разумений признавая сыном Божия Сына, слагают о Нем подобные басни? Ибо очень знаю, что в этом злочестивом учении сходятся они с Евсевиевыми сообщниками. Итак, если в первом разумении, как признают сынами и всех тех, которые за исправление нравов приобретают благодать сего наименования и приемлют область чадом Божиим быти (а это и они утверждали), то можно подумать, что Божий Сын ничем не отличен от нас и не есть единородный, потому что и Он приобрел именование сына за добродетель. Ибо, хотя, как говорят они, по предуведению, что будет таковым, наперед приемлет и вместе с бытием получает и имя, и славу имени, однако же, ничем не будет отличаться от приемлющих имя сие по совершении дел, если только в таком разумении и Он провозглашается Сыном. Так, Адам, наперед приявший благодать и вместе с бытием поставленный в раю, ничем не отличался от Еноха, который через несколько времени по рождении, благоугодив, преложен, и от апостола, который также по совершении дел восхищен был в рай, и даже от разбойника, который за исповедание свое приял обетование, что скоро будет в раю.

7) Но преследуемые в этом скажут, может быть, то же, что неоднократно уже говорили они, и были постыжаемы: «Так полагаем, что Сын имеет преимущество пред всеми иными, и единородным называется потому, что Он один получил бытие от единого Бога, все же прочее сотворено Богом чрез Сына». Кто же вложил в вас эту юродивую и новую мысль — говорить, что одного Сына непосредственно произвел один Отец, все же прочее получило бытие чрез Сына как чрез помощника? Если Богу во избежание утомления достаточно 408

было произвести непосредственно одного Сына и не производить уже иного, то нечестиво так рассуждать о Боге, особливо слыша, что говорит Исаия: Бог вечный, Бог устроивый концы земли, не взалчет, ниже утрудится, ниже есть изобретение премудрости Его. Скорее же, Он дает алчущим крепость, и утружденных упокоевает Словом Своим (40:28–29). Если же то, что сотворено после Сына, как низкое не удостоил Бог того, чтобы Самому произвести это непосредственно, то и эта мысль — нечестива. В Боге нет кичения: Он с Иаковом нисходит в Египет и за Авраама ради Сарры вразумляет Авимелеха, с Моисеем, хотя он — человек, глаголет усты ко устом (Чис 12:8), нисходит на гору Синай, сокровенною благодатию поборает с народом Амалика. Впрочем, и это утверждая, вы лжете. Той сотворил нас, а не мы (Пс 99:3). Он Словом Своим сотворил всё, и малое, и великое. И невозможно различать тварей и говорить: это сотворено Отцом, а это — Сыном, но все сотворено единым Богом, Который, как рукою, действует Словом Своим, и о Нем все творит. И Сам Бог, давая разуметь это, сказал: вся сия рука Моя сотвори (Ис 66:2). И Павел, наученный сему, учил: Един — Бог, из Негоже вся, и един — Господь Иисус Христос, Имже вся (1 Кор 8:6). Итак, Он всегда и ныне вещает солнцу, — и восходит, заповедует облакам, — и дождят на один участок земли, а на который не дождят, тот изсыхает, и земле повелевает производить плоды, и Иеремию созидает во чреве. Если же ныне Сам творит это, то нет сомнения, что и вначале не признал Он недостойным Себя, чтобы Самому сотворить все Словом, потому что и это — части целого.

8) Если же потому, что прочие твари не могли 409

понести на себе делания ничем не умеряемой руки Несозданного, один Сын получил бытие от единого Бога, все же прочее получило бытие чрез Сына как чрез содейственника и помощника (ибо и это написал приносивший жертвы Астерий; то же списав, Арий передал своим, и, наконец, эти безумные таким изречением, не зная его гнилости, пользуются, как тростию сокрушенною), то, если руку Божию невозможно было понести на себе сотворенному, по вашему же мнению — Сын есть единый из сотворенных, как и Он мог быть сотворен единым Богом? И если для того, чтобы пришло в бытие сотворенное, была потребность в посреднике, по вашему же мнению — Сын сотворен, то и прежде Него должен быть некто посредствующий к тому, чтобы Сын был создан. А поскольку и этот посредник есть опять тварь, то окажется, что и он для собственного своего происхождения имел нужду в другом посреднике. Но если бы кто придумал и сего другого посредника, то пусть и для него придумывает нового посредника, так что должен будет простираться в бесконечность. И таким образом, при непрестанной потребности в посреднике невозможно будет произойти ни одной твари, потому что, как говорите, ничто сотворенное не может понести на себе ничем не умеряемой руки Несозданного.

Если же, усматривая эту несообразность, начнете утверждать, что Сын, будучи тварию, соделался способным к тому, чтобы получить бытие от Несозданного, то по необходимости и все прочее, будучи сотворенным, могло получить бытие непосредственно от Несозданного. Ибо, по вашему учению, и Сын, как и все это, есть тварь. И напрасно уже — рождение Слова, по вашему нечестивому и глупому измышлению, — когда и Бог имеет силу творить все 410

непосредственно, и все получившее бытие имеет возможность понести на себе ничем не умеряемую руку Божию.

При непонятности такого их умоповреждения посмотрим еще, — не окажется ли, что это, упоминаемое нами, умствование нечестивых — неразумнее всякого другого их умствования. Один Адам получил бытие чрез Слово от единого Бога, но никто не скажет, что Адам имеет в этом еще какое-нибудь преимущество пред всеми людьми или отличается этим от людей, происшедших после него (хотя он один сотворен и образован единым Богом, мы же все рождаемся от Адама и происходим по преемству рода), как скоро и он образован из земли и, не имея прежде бытия, получил бытие впоследствии.

9) Если же кто и даст первосоздавному преимущество по тому, что удостоен он Божией руки, то пусть таковой поставляет Адамово преимущество в чести, а не в естестве, потому что Адам произошел из земли, как и все, и та же рука, которая образовала тогда Адама, и ныне, и всегда, снова образует и производит рождающихся после Адама. И это, как сказал я прежде, говорит сам Бог Иеремии: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя (1:5). Да и о всех сказал: Рука Моя сотвори сия вся (Ис 66:2). И еще чрез Исаию говорит: сице глаголет Господь, избавляяй тя и создавый тя от чрева: Аз Господь совершаяй вся, распрострох небо един, и утвердих землю (44:24). И Давид, зная это, воспевал: Руце Твои сотвористе мя и создасте мя (Пс 118:73). Ту же имеет мысль и тот, кто говорит у Исаии: тако глаголет Господь, создавый мя от чрева раба Себе (49:5). Итак, Адам ничем не отличается от нас по естеству, хотя предшествует нам по 411

времени, как скоро и все мы производимся и созидаемся той же рукой.

Поэтому, если вы, ариане, так мудрствуете и о Сыне Божием, а именно, что и Он таким же образом произошел и получил бытие, то, по вашему учению, ничем не будет Он отличаться от других тварей по естеству, как скоро не имел Он бытия, но получил оное, и за добродетель сообщена Ему при создании благодать имени. Ибо и Он, как утверждаете, есть один из тех, о которых Дух говорит в псалмах: Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (32:9). Посему кому же повелел Бог, чтобы и Сын был создан? Ибо Словом должен быть тот, кому повелевает Бог и кем созидаются твари. Но вы не можете указать иного Слова, кроме отрицаемого вами, если не придумаете опять какой-либо догадки.