Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О ТОМ, -ЧТО СОБОР НИКЕЙСКИЙ-7. Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство

понести на себе делания ничем не умеряемой руки Несозданного, один Сын получил бытие от единого Бога, все же прочее получило бытие чрез Сына как чрез содейственника и помощника (ибо и это написал приносивший жертвы Астерий; то же списав, Арий передал своим, и, наконец, эти безумные таким изречением, не зная его гнилости, пользуются, как тростию сокрушенною), то, если руку Божию невозможно было понести на себе сотворенному, по вашему же мнению — Сын есть единый из сотворенных, как и Он мог быть сотворен единым Богом? И если для того, чтобы пришло в бытие сотворенное, была потребность в посреднике, по вашему же мнению — Сын сотворен, то и прежде Него должен быть некто посредствующий к тому, чтобы Сын был создан. А поскольку и этот посредник есть опять тварь, то окажется, что и он для собственного своего происхождения имел нужду в другом посреднике. Но если бы кто придумал и сего другого посредника, то пусть и для него придумывает нового посредника, так что должен будет простираться в бесконечность. И таким образом, при непрестанной потребности в посреднике невозможно будет произойти ни одной твари, потому что, как говорите, ничто сотворенное не может понести на себе ничем не умеряемой руки Несозданного.

Если же, усматривая эту несообразность, начнете утверждать, что Сын, будучи тварию, соделался способным к тому, чтобы получить бытие от Несозданного, то по необходимости и все прочее, будучи сотворенным, могло получить бытие непосредственно от Несозданного. Ибо, по вашему учению, и Сын, как и все это, есть тварь. И напрасно уже — рождение Слова, по вашему нечестивому и глупому измышлению, — когда и Бог имеет силу творить все 410

непосредственно, и все получившее бытие имеет возможность понести на себе ничем не умеряемую руку Божию.

При непонятности такого их умоповреждения посмотрим еще, — не окажется ли, что это, упоминаемое нами, умствование нечестивых — неразумнее всякого другого их умствования. Один Адам получил бытие чрез Слово от единого Бога, но никто не скажет, что Адам имеет в этом еще какое-нибудь преимущество пред всеми людьми или отличается этим от людей, происшедших после него (хотя он один сотворен и образован единым Богом, мы же все рождаемся от Адама и происходим по преемству рода), как скоро и он образован из земли и, не имея прежде бытия, получил бытие впоследствии.

9) Если же кто и даст первосоздавному преимущество по тому, что удостоен он Божией руки, то пусть таковой поставляет Адамово преимущество в чести, а не в естестве, потому что Адам произошел из земли, как и все, и та же рука, которая образовала тогда Адама, и ныне, и всегда, снова образует и производит рождающихся после Адама. И это, как сказал я прежде, говорит сам Бог Иеремии: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя (1:5). Да и о всех сказал: Рука Моя сотвори сия вся (Ис 66:2). И еще чрез Исаию говорит: сице глаголет Господь, избавляяй тя и создавый тя от чрева: Аз Господь совершаяй вся, распрострох небо един, и утвердих землю (44:24). И Давид, зная это, воспевал: Руце Твои сотвористе мя и создасте мя (Пс 118:73). Ту же имеет мысль и тот, кто говорит у Исаии: тако глаголет Господь, создавый мя от чрева раба Себе (49:5). Итак, Адам ничем не отличается от нас по естеству, хотя предшествует нам по 411

времени, как скоро и все мы производимся и созидаемся той же рукой.

Поэтому, если вы, ариане, так мудрствуете и о Сыне Божием, а именно, что и Он таким же образом произошел и получил бытие, то, по вашему учению, ничем не будет Он отличаться от других тварей по естеству, как скоро не имел Он бытия, но получил оное, и за добродетель сообщена Ему при создании благодать имени. Ибо и Он, как утверждаете, есть один из тех, о которых Дух говорит в псалмах: Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (32:9). Посему кому же повелел Бог, чтобы и Сын был создан? Ибо Словом должен быть тот, кому повелевает Бог и кем созидаются твари. Но вы не можете указать иного Слова, кроме отрицаемого вами, если не придумаете опять какой-либо догадки.

Да, говорят, мы нашли ее (так, слышал я, однажды утверждали Евсевиевы сообщники) и думаем, что Сын Божий потому имеет преимущество перед другими и называется единородным, что Он один — причастник Отца, все же прочее — причастно Сына. Так утрудились уже они, превращая и меняя слова, как цвет. Однако же будет доказано, что и в этом они — то же, что от земли тщесловующие (Ис 8:19) и, как в тине, погрязающие в своих догадках.

10) Если бы Он именовался Сыном Божиим, а мы назывались сынами Сына, то был бы вероятен их вымысл. Если же и мы называемся сынами того Бога, Которого и Он есть Сын, то явно, что и мы причастники Отца, Который говорит: сыны родих и возвысих (Ис 1:2). Ибо если бы не были мы причастниками Его, то не сказал бы: родих. Если же он родил, то не иной кто, но Он есть наш 412

Отец. И нет в этом важности, — что Сын имеет более и прежде получил бытие, а мы имеем менее и получили бытие впоследствии, — как скоро все мы причастники одного и того же и называемся сынами того же Отца. Иметь больше и меньше — не показывает инакового естества, потому что каждому дается это за преспеяние в добродетели, и один поставляется над десятью, а другой — над пятью городами (Лк 19:17–19); одни посаждаются на двунадесяти престолех, судяще обеманадесяте коленом Израилевым (22:30), а другие слышат: приидите благословеннии Отца Моего (Мф 25:34), и: добре, рабе благий и верный (21). Мудрствуя подобным образом, справедливо представляют они, что Бог — не от вечности Отец такого Сына, и что не от вечности — такой Сын, а напротив того, сотворен из не сущего и не имел бытия, пока не был рожден, ибо такой сын — инаков с истинным Сыном Божиим.

Но поскольку и им даже непозволительно сказать сего, и мудрование это — свойственно более саддукеям и Самосатскому, то остается уже утверждать, что Сын Божий именуется Сыном в другом смысле, а именно, в каком Исаак есть сын Авраамов. Кто рождается от чьего-либо естества, а не отвне приобретается, того природа признает сыном: и таково значение сего имени. Ужели же рождение Сына — подобострастно человеческому рождению (может быть, желают они в неведении своем сделать и это возражение по примеру упомянутых выше)? Нимало. Бог не то же, что человек, потому что и люди не то же, что Бог; люди созданы из вещества, и из вещества удобостраждущего, а Бог — невеществен и бесплотен. Если же о Боге и о людях употребляются иногда в Божественных Писаниях одни и те же изречения, то, 413

как повелел Павел, от людей прозорливых требуется — внимать чтению (1 Тим 4:13) и таким образом различать и распознавать написанное в каждом случае сообразно со свойством обозначаемого и не смешивать смыслов: Божия не представлять по-человечески и о человеческом никогда не рассуждать, как о Божием. Ибо это значит мешать вино с водою (см. Ис 1:22) и на жертвенник Божественный ввергать огнь чуждый.

11) Бог творит, и о людях говорится, что они творят, Бог есть Сый, и о людях говорится, что они имеют бытие, и имеют, получив его от Бога. Но так ли творит Бог, как люди? Или так ли принадлежит Богу бытие, как человеку? Да не будет сего, иначе принимаем изречения эти о Боге, и иначе понимаем их о людях. Бог творит, нарицая не сущая яко сущая (Рим 4:17), и ни в чем не имея для сего нужды, а люди обрабатывают готовое вещество, предварительно познание для совершения дела испросив и прияв от Бога, все создавшего собственным Словом Своим. И еще: люди не могут иметь бытия сами собою, ограничены бывают местом и поддерживаются Божиим Словом; Бог же Сам Собою имеет бытие, все объемлет и ничем не объемлется, Он во всем пребывает Своею благостию и могуществом, и также вне всего собственным Своим естеством. Посему как не тем образом творят люди, каким творит Бог, и не так имеют бытие люди, как имеет Бог, так иначе происходит человеческое рождение, и иначе рождается Сын от Отца. Человеческие порождения суть как бы части рождающих, потому что само естество тел есть не какое-либо простое, но текучее и слагающееся из частей; люди, рождая, из себя источают, и в них также притекает вносимое с пищею; по этой причине 414

люди со временем делаются отцами многих чад. А Бог не делится на части; Он — неделимо и бесстрастно Отец Сыну. В Бесплотном нет истечения; в Него не бывает и притечения, как случается это с людьми, но, будучи прост по естеству, Он — Отец единого и единственного Сына. Потому и Сын — единороден, и един есть в лоне Отчи (Ин 1:18). А что Он один — от Отца — это показывает Отец, говоря: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф 3:17). Он есть Слово Отчее, в Котором можно представлять себе бесстрастие и неделимость Отца, потому что не только Божие, но и человеческое слово рождается не страдательно и не через деление на части. Посему и седит Он одесную Отца как Слово, ибо где — Отец, там — и Слово Его: а мы предстоим судимые Им, как твари. Он достопоклоняем, потому что есть Сын достопоклоняемого Отца, а мы поклоняемся Ему, исповедуя Его Господом и Богом, потому что мы — твари и инаковы с Ним.