На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав

Ныне два есть рода скорбей, которыми окружен всякий человек под солнцем: скорбь по Богу, и скорбь мирская; и не возможно перейти настоящую жизнь без которой нибудь из них, - или без скорби по Богу, или без скорби мирской. И скорбь мирская тяжела и не вознаградима, а скорбь по Богу имеет надежду вечной жизни. Посему ты, как мудрый, склонись на ту скорбь, которую сам избрал, потому что не против твоей воли постигает тебя; и не следуй своим помыслам, но как скоро встревожен ты ими, сперва призови Господа, а потом прими совет и всякого человека, боящегося Господа. Если не потерпишь вразумления людей, боящихся Господа, то душа твоя будет, как город не огражденный стенами; варвар, когда захочет, войдет и возьмет его. Написано: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя и рекут тебе (Втор.32:7). Мудрый примет совет.

Будем же бегать пиянства, будем, сколько можно, бегать встречи с женщинами: ибо слово женщины, как тенета в сердце (Притч.7:21), и выслушавшего оное влечет к скверному смешению.

Если постигнет тебя телесная болезнь, не малодушествуй, но переноси с благодарностию; ибо Апостол говорит: егда немощствую, тогда силен есмь (2Кор.12:10); и в другом месте сказано: блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его (Пс.93:12). Итак, возлюбленный, возвергнем печаль свою на Господа, яко Той печется о нас (1Пет.5:7).

Что касается до пропитания себя самих, то сильные будем работать, а когда постигнет нас немощь, тогда если наши настоятели (чего да не будет!) оставят нас без призора, сам Бог неожиданно пошлет нам Свою помощь. Ибо написано: отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс.26:10). Только в чистой совести будем служить Ему; тогда и сердца начальников наших к нам расположит, и нас сподобит блаженства Своего. Посему не скорби о труде; многие, и ничего не делая, тяготились самою беззаботностию. Учись работать, чтоб не учиться просить милостыню. Не будь небрежен в работе; потому что написано: Господь близ (Фил.4:6), и трудящимся по Богу воздаст великую награду. Ни о чем же пецытеся. Но потерпи Господа, чтоб сподобиться тебе упокоения праведных; ибо в сем упокоении нет ни труда, ни уныния, ни заботы, ни печали, ни немощи, ни злого вожделения, ни чего-либо подобного: а есть радость и мир, и радование о Духе Святом. Ибо по ввержении в огненную геенну противника со всеми его аггелами и сосудами его прекратятся все действия его.

Господь же да сподобит всех нас оной неизглаголанной радости. Ему слава во веки веков! Аминь.

Глава 6

Послушай, возлюбленный; неудобоизлечимые болезни искореняются только жгучими и вяжущими лекарствами. Почему и ты, возлюбленный, не гневайся, слыша правду. Если же негодуешь на предлагающего тебе врачества; то явно о себе показываешь, что не хочешь исцелиться и освободиться от болезни, но еще приятно тебе лежать в нечистотах. Если будем скрывать истину и подавать советы угодные сластолюбию; то не будет в нас ни малого различия с лжепророками, которые вводили в обман народ, говоря каждому, что ему приятно. Божии же пророки проповедывали истину, и за то их ненавидели и умерщвляли. И это не значит, что вписываю я себя в число Пророков; ибо уподобляюсь псу, который сопровождает овец господина своего, и когда видит, что приближается волк, не остается в покое, но тотчас встает и кидается на него; пастухи же, услышав лающего пса, также встают, гонят губителя, и спасают овец.

Итак почему же, возлюбленные, нерадим о своем спасении? Для чего предаемся похотям ветхого человека, и внешнего человека украшаем своею наружностию, а внутреннего растлеваем делами? Не будем жестокосердыми, как Фараон, чтоб не подпасть и его участи; не будем жестоковыйными, как некоторые из сынов Израиля, чтоб не лишиться земли обетованной. Возненавидим образ жизни людей несведущих, потому что не безопасен путь их, как написано: яко язык погубивый совет есть, и несть в них художества (Втор.32:28). Почему и Пророк сказал: Господи Боже сил, не седох в сонме суеты играющих, но бояхся от лица руки Твоея: на едине седях, яко горести исполнихся (Иер.15:17). Послушай и в другом месте, как Пророк оплакивает род наш: у люте мне, душе, яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть: вси в кровех прятся, кийждо ближняго своего озлобляет озлоблением, на зло руки своя уготовляют (Мих.7:2.3). Итак возлюбим благоговение: пусть ругаются над нами, пусть наносят нам удары; мы не оставим его. Ибо - это сокровище, исполненное благ, исполненное добродетелей. Оно преклоняет Бога воззреть на добрые качества того, кто приобрел оное, по написанному: на кого воззрю? токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис.66:2). И блажен, кто все презрит ради благоговения. Итак будь внимателен к себе, возлюбленный; не предавайся нерадению о своем спасении; обращай внимание не на нерадивых, но на трезвящихся, не на терпящих крушение, но на спасаемых. На долго ли станет у тебя терпения раболепствовать принуждающим тебя к неблагопристойному? Не будь рабом страстей, но сделайся лучше свободным. Много нужно тебе трезвенности. Стоишь ты на месте подвига: не пренебрегай этим. Сопротивник перед тобою, по написанному: супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1Пет.5:8). Смотри, какая ненасытность, какая жестокость соперника! не поразить только хочет, и оставить чуть живым; но вдруг всего поглощает, если кто не трезвится. Дано тебе время; подвизайся, пока оно не прошло. А если погубим это время в нерадении о себе, то не найдем уже другого времени.

Сколько было людей от Адама до нас, и где они? Или кто знает число их? Один Господь Бог, создавший нас, изводяй утварь Свою по числу (Ис.40:26), исчитаяй множество звезд, и всем им имена нарицаяй (Пс.146:4). Он знает каждого и дело каждого. Он один премудр, благ и могуществен, страшен, непамятозлобив, многомилостив, взыскует погибших, милует обращающихся, ущедряет кающихся. Тебе поклоняемся, Господи, создавшему нас Богу. Тебе приносим славу и честь. Ты терпишь, чтоб и я - мерзость песнословил Тебя. Ибо в том, Господи, Твое великое милосердие и человеколюбие, что и недостойных призываешь, грешников кающихся не отвращаешься, утесненных не презираешь, малодушных не оставляешь. Блаженна и трекратно блаженна душа, Тебя единого вожделевшая. Ибо душа, которая вожделевает Тебя, и заповеди Твои хранит.

Итак для чего, возлюбленные, небрежем о своем спасении? Будем по временному судить о вечном.

Ибо кто даст себя в обман, тот много потерпит сокрушений еще и в этой жизни. Сегодня он ест, пьет, и веселясь о вреде души своей, выполняет волю свою, сколько может, но не сколько хочет; а на следующий день, если нет у него возможности пресытиться тем же, различные испытает огорчения. Но кто внимателен к себе, и воспринял добрый навык, у того веселие не уменьшится и не ослабеет; его веселит надежда будущих благ, по написанному: помянух Бога, и возвеселихся (Пс.76:4).

Прошу вас, и о мне бедном помолитесь Господу. Ему подобает слава во веки веков! Аминь.

Глава 7

Не желай вести себя худо и иметь о себе недобрую славу; не повинуйся греху, чтоб не сделал он из тебя предмет отвращения; лучше же повинуйся правде, чтоб сделала она тебя человеком достославным. Не желай быть соблазном для душ, но будь внимателен к себе, чтоб и для других стать полезным. Да, избранник Божий, будь внимателен к себе, чтоб назидать тебе и других. Не желай быть злым, чтоб не сокрушиться тебе в последние дни своей жизни. Не слышишь разве, что говорит Писание? Раны и сокрушения сретают злых (Притч.20:30); и не получат они более награды за свои страдания. Ты же мужественно для Господа переноси труды добродетелей, чтоб получить венец. Господь зовет тебя на брак; не будь не признателен, но облекись в брачное одеяние, чтоб возвеселиться в чертоге Его, а не услышать как небрежному: друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачна (Мф.22:12)? Тогда связан будешь по рукам и ногам и ввергнут во тму кромешнюю, где плач и скрежет зубом. Слыша же о брачном одеянии, разумей, возлюбленный, не одежды, но добрые дела.