На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав

И ты, возлюбленный, сподобившись быть призванным в чин монахов, старайся показывать в себе добродетель своего обета, чтоб не быть отверженным. Не будь груб, сластолюбив, раздражителен, гневлив, сварлив, невоздержен и бесстыден; а напротив того будь кроток, благоговеен, смирен, воздержен, целомудрен, безмолвен, мирен, благоразумен, сохраняй чистоту тела своего, в чем дал ты обет Христу, чтоб, когда скажет нам в оный день: "для чего не посещали вы вдовиц и сирых в скорбех их" (Иак.1:27)? могли мы оправдаться пред ним, говоря: "для того, Господи, чтоб без развлечения служить Тебе в безмолвии". Но если скажет нам: "для чего не соблюли себя неоскверненными от мира?" что тогда ответим Ему, если осквернились мы в мире? Это еще не добродетель, если человек удерживается от постыдного дела, но принимает на себя такую наружность, которая в другом возбуждает страсть. Ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего, и искренняго твоего, яко сам себе (Мф.22:37.39).

Избегай бесполезных речей, чтоб не впасть в срамные помыслы. Как добрые слова полезны душе, так недобрые речи развращают ее, по сказанному Апостолом. Ибо говорит он: тлят обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33). Почему еще говорит: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созданию веры, да даст благодать слышащим: и не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления (Еф.4:29,30). Берегись, чтоб не называли тебя непослушным, грубым, легкомысленным, шепотником, двоязычным, злоречивым, немилосердым, братоненавистником, врагом добродетели; а лучше старайся, чтоб именовали тебя послушным, правдивым, целомудренным, молчаливым, неленивым, милосердым, трезвенным, братолюбивым, страннолюбцем, другом добродетели, утешителем, благоговейным. Это хорошо и полезно людям.

Посему не будем превозноситься, а станем лучше смирять себя. Да и что у нас за сила, чтоб превозноситься нам? Вот и малый труд не повергает ли нас на землю? Посему возлюбим смирение, чтоб Господь возвысил нас. Будь внимателен к себе, чтоб не возобладали тобою вспыльчивость, раздражительность, памятозлобие, отчего будем вести жизнь тревожную и неустроенную. Но приобрети себе великодушие, кротость, незлобие и все, что прилично христианам, чтоб вести жизнь покойную и безмолвную. Высоки горы араратские, широки равнины пустынные; жестоки - стужа на земле северной, и зной солнечный на юге; всех больше из птиц небесных орел, из зверей земных лев, из сынов же человеческих боящийся Господа. Велий и хвален зело Господь Бог наш (Пс.47:1), все сотворивший и возносящий боящихся Его. Ему подобает слава во веки! Аминь.

Глава 8

Если, когда делаешь дело Господне в смиренномудрии и благоговении, противник, с намерением препнуть тебя в правом житии, вооружит против тебя людей нерадивых: то не бойся, не приходи в робость, и не уклоняйся с прямого пути. Ибо Апостол говорит: во всем скорбяще, но не стужающе си: не чаеми, но не отчаяваеми: гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе: всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится. Присно мы живии, в смерть предаемся Иисуса ради, да и живот Иисусов явится в мертвенней плоти нашей (2Кор.4:8-11). Потерпи Господа (Пс.26:14), избранник Божий, чтоб оскорбляющие тебе ныне удивились славному твоему спасению, как написано: праведник аще постигнет скончатися, в покои будет. Старость бо честна не многолетна, ниже в числе лет исчитается: седина же есть мудрость человеком, и возраст старости житие нескверно. Благоугоден Богови быв, возлюблен бысть, и живый посреди грешных преставлен бысть: восхищен бысть, да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его: сего ради потщася от среды лукавствия. Людие же видевше и не разумевше, ниже положше в помышлении таковое, яко благодать и милость во избранных Его, и посещение в преподобных Его. Осудит же праведник умираяй живых нечестивых, и юность скончавшаяся скоро долголетную старость неправеднаго. Узрят бо кончину премудраго, и не уразумеют, что усоветова о нем, и во что утверди его Господь: узрят и уничижат его, Господь же посмеется им. И будут по сем в падение безчестно, и в укоризну в мертвых в век, яко расторгнет их безгласны ниц, и поколеблет их от оснований, и даже до последних опустеют, и будут в болезни, и память их погибнет: приидут с помышлении грехов своих боязливии, и обличат их противу беззакония их (Прем.4:7-20). Тогда станет в дерзновении мнозе праведник пред лицем оскорбивших его, и отметающих труды его. Видящие его смятутся страхом тяжким, и ужаснутся о преславном спасении его. И рекут в себе кающеся, и в тесноте духа воздыхающе: сей бе, егоже имехом некогда в посмех, и в притчу поношения; безумнии житие его вменихом неистово, и кончину его безчестну: како вменися в сынех Божиих, и в святых жребий его есть? Убо заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам, и солнце не возсия нам. Беззаконных исполнихомся стезь и погибели, и ходихом в пустыни непроходимыя, пути же Господня не уведехом.

Тако и мы рождени оскудехом, и добродетели убо ни единаго знамения можем показати, во злобе же нашей скончахомся. Ибо упование нечестиваго, яко прах от ветра подъемлемый, и яко пена мягка от бури, расторгнена, и яко дым от ветра разливается, и яко память пришельца единаго дне прейде. Праведницы же во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго: сего ради приимут царствие благолепия, и венец доброты от руки Господни: яко десницею Своею покрыет их, и мышцею защитит их (Прем. 5:1-16).

Посему ни к кому не имей ненависти в сердце своем, и не воздавай злом за зло; но приобрети себе любовь, которую божественное Писание поставило выше всякой добродетели; потому что уподобило ее самому Сотворившему все, сказав: Бог любы есть (Ин.4:8).

Один брат из общежития пришел к старцу; старец же сказал ему: "общежития подобны училищам; одни поступают в претор, а другие к горнам". Брат воспользовался сим словом; ибо наложил на себя покаяние. Так и мы воспользуемся своим занятием, как делом, чтоб, если не окажемся искусными, не быть нам извергнутыми из царствия небесного, и посланными в пещь огненную.

Когда увидишь нерадивыми людей, которые состарились в монашеском образе; тогда нужно тебе много предосторожности, чтоб, поревновав им, не пойти тем же путем, и чтоб, став воздержным, не превознестись пред ними, что значит уступить над собою победу высокоумию. Послушай того, кто говорит: вонми себе, и тщательно охраняй душу свою. И мы не оправдаемся делами других, и другие не будут осуждены за наши дела. Когда нас обнаженных и открытых представят Судии дать отчет в том, что нами сделано; тогда не осудят одного за другого: кийждо бо свое бремя понесет (Гал.6:5).

Если кто выскажет тебе свои помыслы; не входи в подробности, если только немощно око ума твоего, чтоб и тебя, когда говорит он, не встревожили те же страсти, и чтоб тебе не уподобиться кормчему среди сильного волнения. Посему, выслушав начало рассказываемого, надобно нам уразумевать и последующее, и смотря по этому, утешать скорбящего тем, что или заимствовали мы у святых мужей, или сами дознали опытом. Нет воли Господней на то, чтоб один падал ради другого; Господь всем хощет спастися (1Тим.2:4).

Ты же, возлюбленный, не всякому человеку открывай свои помыслы, а только тем, о ком дознаешь, что они духовны. Ибо много сетей у диавола. Спаситель сказал: внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От дел их познаете их (Мф.7:15.16). От людей же духовных не скрывайся, чтоб враг, нашедши себе угол, не возгнездился в тебе. Но с людьми, которые думают о плотском не входи в совет; они сластолюбивы, с каждым днем увеличивают число своих грехов, говоря; "этот один да вменится мне грех!" Пророк же оплакивает их и говорит: горе привлачающим грехи своя яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя (Ис.5:18).

Посему надобно избегать бесполезных речей, и не иметь обращения с небрегущими о страхе Господнем; потому что ничего не говорят они на пользу, ничего не делают для Господа, не говорят ни о добродетели, ни о благоговении, ни о честности. Речи их - сеть смертная; совет их бездна адова; сообщество их - дерзость и смех, пиянство и душевная пагуба. Чрез них говорит страшный змий. Ты же, о человече Божий, сих бегай: гони правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость. Подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был еси, и исповедал еси доброе исповедание (1Тим.6:11.12).

Смотри, возлюбленный раб Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, не будь уловлен кратковременным обольщением, чтоб не лишиться тебе жизни вечной. Признан ты быть купцом; вполне трезвись, чтоб не потерять тебе жемчужины, чтоб враг не похитил твоего сокровища, и не потопил корабля твоего с грузом, и чтоб не возвратиться тебе домой ни с чем. Враг, зная, какую славу приобретет себе у Бога, кто хранит себя чистым от скверн плоти, сильно борет его помыслами, желая опутать ими человека, чтоб не улучил он будущей славы. И если найдет душу отвергшую бесполезные помыслы; то не часто нападает на нее, но и не вовсе отступает от нее. Скорее же идет туда, где, как скоро толкнет, тотчас отворяют ему; и оскверняет тело и душу самыми нечистыми пожеланиями у несопротивляющегося ему; наконец, как добрый советник, внушает ему такую мысль: "лучше тебе идти в мир, и взять сожительницу, нежели таким образом сокрушать плоть свою". Но ничто подобное не приближается к трезвенному. Посему будь внимателен к себе, чтоб ничто подобное не постигло тебя.

Поэтому необходимо избегать вольности. И еще повторяю: избегать вольности - чтоб не напало на тебя бесстыдство, и связав тебя, как худого пленника, не предало тебя в рабы греху. И тогда начнешь говорить: приидох во глубины морския, и буря потопи мя; и еще: углебох в тимении глубины, и несть постояния (Пс.68:3). Почему надобно убегать сообщества людей зломудренных, не из ненависти к людям, но во избежание вреда. Если же ты в сообществе уже с нерадивыми, то будь внимателен к себе, чтоб и их тебе приобрести правым житием, и себя не погубить. Не вверяй своей души тем, которые говорят неполезное и хвалятся целомудрием; ибо Спаситель сказал: от избытка сердца уста глаголют (Мф.12:34). Поэтому удаляйся людей, которые гоняются за новизнами и любят смешное, чтоб не выйти из послушания у того, кто говорит: похотей юных бегай (2Тим.2:22). Не приими лица на душу твою (Сир.4:22), ни маловажного, ни высокого, ни могущественного; потому что никто не возможет избавить тебя от огня неугасимого. Послушай Того, Кто говорит: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф.16:26)?