На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав

Один брат из общежития пришел к старцу; старец же сказал ему: "общежития подобны училищам; одни поступают в претор, а другие к горнам". Брат воспользовался сим словом; ибо наложил на себя покаяние. Так и мы воспользуемся своим занятием, как делом, чтоб, если не окажемся искусными, не быть нам извергнутыми из царствия небесного, и посланными в пещь огненную.

Когда увидишь нерадивыми людей, которые состарились в монашеском образе; тогда нужно тебе много предосторожности, чтоб, поревновав им, не пойти тем же путем, и чтоб, став воздержным, не превознестись пред ними, что значит уступить над собою победу высокоумию. Послушай того, кто говорит: вонми себе, и тщательно охраняй душу свою. И мы не оправдаемся делами других, и другие не будут осуждены за наши дела. Когда нас обнаженных и открытых представят Судии дать отчет в том, что нами сделано; тогда не осудят одного за другого: кийждо бо свое бремя понесет (Гал.6:5).

Если кто выскажет тебе свои помыслы; не входи в подробности, если только немощно око ума твоего, чтоб и тебя, когда говорит он, не встревожили те же страсти, и чтоб тебе не уподобиться кормчему среди сильного волнения. Посему, выслушав начало рассказываемого, надобно нам уразумевать и последующее, и смотря по этому, утешать скорбящего тем, что или заимствовали мы у святых мужей, или сами дознали опытом. Нет воли Господней на то, чтоб один падал ради другого; Господь всем хощет спастися (1Тим.2:4).

Ты же, возлюбленный, не всякому человеку открывай свои помыслы, а только тем, о ком дознаешь, что они духовны. Ибо много сетей у диавола. Спаситель сказал: внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От дел их познаете их (Мф.7:15.16). От людей же духовных не скрывайся, чтоб враг, нашедши себе угол, не возгнездился в тебе. Но с людьми, которые думают о плотском не входи в совет; они сластолюбивы, с каждым днем увеличивают число своих грехов, говоря; "этот один да вменится мне грех!" Пророк же оплакивает их и говорит: горе привлачающим грехи своя яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя (Ис.5:18).

Посему надобно избегать бесполезных речей, и не иметь обращения с небрегущими о страхе Господнем; потому что ничего не говорят они на пользу, ничего не делают для Господа, не говорят ни о добродетели, ни о благоговении, ни о честности. Речи их - сеть смертная; совет их бездна адова; сообщество их - дерзость и смех, пиянство и душевная пагуба. Чрез них говорит страшный змий. Ты же, о человече Божий, сих бегай: гони правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость. Подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был еси, и исповедал еси доброе исповедание (1Тим.6:11.12).

Смотри, возлюбленный раб Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, не будь уловлен кратковременным обольщением, чтоб не лишиться тебе жизни вечной. Признан ты быть купцом; вполне трезвись, чтоб не потерять тебе жемчужины, чтоб враг не похитил твоего сокровища, и не потопил корабля твоего с грузом, и чтоб не возвратиться тебе домой ни с чем. Враг, зная, какую славу приобретет себе у Бога, кто хранит себя чистым от скверн плоти, сильно борет его помыслами, желая опутать ими человека, чтоб не улучил он будущей славы. И если найдет душу отвергшую бесполезные помыслы; то не часто нападает на нее, но и не вовсе отступает от нее. Скорее же идет туда, где, как скоро толкнет, тотчас отворяют ему; и оскверняет тело и душу самыми нечистыми пожеланиями у несопротивляющегося ему; наконец, как добрый советник, внушает ему такую мысль: "лучше тебе идти в мир, и взять сожительницу, нежели таким образом сокрушать плоть свою". Но ничто подобное не приближается к трезвенному. Посему будь внимателен к себе, чтоб ничто подобное не постигло тебя.

Поэтому необходимо избегать вольности. И еще повторяю: избегать вольности - чтоб не напало на тебя бесстыдство, и связав тебя, как худого пленника, не предало тебя в рабы греху. И тогда начнешь говорить: приидох во глубины морския, и буря потопи мя; и еще: углебох в тимении глубины, и несть постояния (Пс.68:3). Почему надобно убегать сообщества людей зломудренных, не из ненависти к людям, но во избежание вреда. Если же ты в сообществе уже с нерадивыми, то будь внимателен к себе, чтоб и их тебе приобрести правым житием, и себя не погубить. Не вверяй своей души тем, которые говорят неполезное и хвалятся целомудрием; ибо Спаситель сказал: от избытка сердца уста глаголют (Мф.12:34). Поэтому удаляйся людей, которые гоняются за новизнами и любят смешное, чтоб не выйти из послушания у того, кто говорит: похотей юных бегай (2Тим.2:22). Не приими лица на душу твою (Сир.4:22), ни маловажного, ни высокого, ни могущественного; потому что никто не возможет избавить тебя от огня неугасимого. Послушай Того, Кто говорит: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф.16:26)?

Смотри, чтоб не утратить тебе дерзновения пред Богом ради чести или славы человеческой, или ради пищи, или пития, или одеяния; потому что все это подлежит тлению, дела же каждого, и добрые и худые, записываются. Горняя мудрствуй, а не земная (Кол.3:2), чтоб получить тебе обетование Отца небесного, и быть сопричтенным к избранным Сына, и чтоб благословил тебя Дух Святый со всеми Святыми Его. Ему подобает слава во веки! Аминь.

Глава 9

Будь внимателен к себе, возлюбленный, чтоб змий не научил тебя соревновать небрегущим о своем спасении и говорить: "ты не лучше впадших в страсти". Но размышляй о написанном: в велицем же дому не точию сосуды злати и сребрены суть, но и древяни и глиняни, и ови убо в честь, ови же не в честь (2Тим.2:20). Итак, если не послушаешь Господа, и будешь творить дела греховные, то сделаешься сосудом не в честь. А если сотворишь дела Господни; то будешь сосудом избранным, честным, освященным благопотребным Владыце, на всякое дело благое уготованным. Будь внимателен к себе, умоляю тебя, чтоб и нынешний и грядущий век обрести тебе милость у Господа. Если не будешь внимательным к себе; то и здесь станешь сокрушаться, и там не успокоишься. Ибо что вне прямого пути, в том нет ничего кроме осуждения и раскаяния. Посему не соревнуй небрегущим о своем спасении, и присвоившим себе одну внешность, чтоб не быть тебе похожим на воина, захваченного неприятелями, но иметь на себе царскую печать. Ибо не лжив Сказавший: аминь глаголю вам: всяк творяй грех, раб есть греха (Ин.8:34). Внешность подобна листьям; а дело есть плод.

Воины земного царя проливают кровь, чтоб угодить царю своему; но тебе нет нужды проливать кровь, а только не будь побежден грехом, чтоб не сотворить тебе плода смерти (Рим.7:5). Трезвись, возлюбленный, трезвись, и пребывай в трудах. Бог не неправеден, не забудет труда твоего. Но и за ту темноту, какую терпишь ты, сидя в келлии, воссияет тебе свет истины, как написано: возсия во тме свет правым (Пс.111:4). Подвизайся добрым подвигом веры (1Тим.6:12), чтоб мог ты, одержав победу над врагом, непостыдно поклониться Царю славы. Ибо Господь венчает не только умерших от меча и пострадавших от мучителей, но и оказавшихся благоискусными в подвижничестве и в любви. Как первые для Господа терпели поругание, так и последние для Господа же потерпели скорбную жизнь и подвижничество.

Будь внимателен к себе, и да не будет слова лукавого в сердце твоем. Не склоняйся на лукавый помысл. Так пострадал некто из древних, скрыв в куще своей нечто от клятвы (Нав.7:11-25); а подобно пострадал и Гиезий, служитель пророка Елисея. Не укрылись они не только от Бога, но и от людей. Преступление совершили они тайно; но возмездие получили явно. Один и с домом побит камнями всенародно, а другой наследовал проказу вместе и с семенем своим во веки (4Цар.5:27). Ибо не лжив сказавший: Бог поругаемь не бывает: еже бо аще сеет кто, тожде и пожнет (Гал.6:7).

Учись с постоянным терпением, чтоб избежать вреда, какой встречают не соблюдающие безмолвия. Послушай того, кто говорит: сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искреннему: аще ли зол будеши, един почерпнеши злая (Притч.9:12). Отчего преодолевает нас противник? Отчего умножаются в нас страсти? Не от непокорности ли нашей? Когда учат нас, не бываем внимательны; когда обличают к исправлению погрешностей, отпираемся. От людей таимся, о Боге небрежем, не верим Сказавшему: аминь глаголю вам, яко аще сии умолчат, камение возопиет (Лк.19:40). Страшный змий влагает в нас мудрость побеждать словом тех, кто хочет нас исправить; и оттого грех умножается в нас, не имея противоборника себе.

Враг твой разоряет тебя, и ты не знаешь сего, душа моя! Исполняет в тебе пожелания свои, и ты терпишь! Убегай, человек, злых его советов. Помни, что обещал ты Богу, и храни святыню, чтоб обрести тебе благодать пред Господом. Послушай сказавшего: бегайте блудодеяния (1Кор.6:18). И желаешь ли знать, какой тяжкий грех - блуд? Кого не могли умертвить угрызения змей в пустыне, тех низложил блуд в земле Мадиамской; а вследствие блуда они согласились есть жертву идольскую, за что из народа падоша двадесять три тысящи во един день (1Кор.10:8). А если впал ты в грех; то не оставайся в падении, и не пренебрегай Божиим долготерпением и Божиею пощадою. Помяни, яко смерть не замедлит (Сир.11:12). Помни, что не возможно тебе избегнуть Божиих рук. Итак не будь нерадив, но кайся, плачь, воздыхай о том, что обольщен ты; ибо, если и предадим забвению падение, то создавший нас Бог знает дела каждого.