На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав

Смотри, чтоб не утратить тебе дерзновения пред Богом ради чести или славы человеческой, или ради пищи, или пития, или одеяния; потому что все это подлежит тлению, дела же каждого, и добрые и худые, записываются. Горняя мудрствуй, а не земная (Кол.3:2), чтоб получить тебе обетование Отца небесного, и быть сопричтенным к избранным Сына, и чтоб благословил тебя Дух Святый со всеми Святыми Его. Ему подобает слава во веки! Аминь.

Глава 9

Будь внимателен к себе, возлюбленный, чтоб змий не научил тебя соревновать небрегущим о своем спасении и говорить: "ты не лучше впадших в страсти". Но размышляй о написанном: в велицем же дому не точию сосуды злати и сребрены суть, но и древяни и глиняни, и ови убо в честь, ови же не в честь (2Тим.2:20). Итак, если не послушаешь Господа, и будешь творить дела греховные, то сделаешься сосудом не в честь. А если сотворишь дела Господни; то будешь сосудом избранным, честным, освященным благопотребным Владыце, на всякое дело благое уготованным. Будь внимателен к себе, умоляю тебя, чтоб и нынешний и грядущий век обрести тебе милость у Господа. Если не будешь внимательным к себе; то и здесь станешь сокрушаться, и там не успокоишься. Ибо что вне прямого пути, в том нет ничего кроме осуждения и раскаяния. Посему не соревнуй небрегущим о своем спасении, и присвоившим себе одну внешность, чтоб не быть тебе похожим на воина, захваченного неприятелями, но иметь на себе царскую печать. Ибо не лжив Сказавший: аминь глаголю вам: всяк творяй грех, раб есть греха (Ин.8:34). Внешность подобна листьям; а дело есть плод.

Воины земного царя проливают кровь, чтоб угодить царю своему; но тебе нет нужды проливать кровь, а только не будь побежден грехом, чтоб не сотворить тебе плода смерти (Рим.7:5). Трезвись, возлюбленный, трезвись, и пребывай в трудах. Бог не неправеден, не забудет труда твоего. Но и за ту темноту, какую терпишь ты, сидя в келлии, воссияет тебе свет истины, как написано: возсия во тме свет правым (Пс.111:4). Подвизайся добрым подвигом веры (1Тим.6:12), чтоб мог ты, одержав победу над врагом, непостыдно поклониться Царю славы. Ибо Господь венчает не только умерших от меча и пострадавших от мучителей, но и оказавшихся благоискусными в подвижничестве и в любви. Как первые для Господа терпели поругание, так и последние для Господа же потерпели скорбную жизнь и подвижничество.

Будь внимателен к себе, и да не будет слова лукавого в сердце твоем. Не склоняйся на лукавый помысл. Так пострадал некто из древних, скрыв в куще своей нечто от клятвы (Нав.7:11-25); а подобно пострадал и Гиезий, служитель пророка Елисея. Не укрылись они не только от Бога, но и от людей. Преступление совершили они тайно; но возмездие получили явно. Один и с домом побит камнями всенародно, а другой наследовал проказу вместе и с семенем своим во веки (4Цар.5:27). Ибо не лжив сказавший: Бог поругаемь не бывает: еже бо аще сеет кто, тожде и пожнет (Гал.6:7).

Учись с постоянным терпением, чтоб избежать вреда, какой встречают не соблюдающие безмолвия. Послушай того, кто говорит: сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искреннему: аще ли зол будеши, един почерпнеши злая (Притч.9:12). Отчего преодолевает нас противник? Отчего умножаются в нас страсти? Не от непокорности ли нашей? Когда учат нас, не бываем внимательны; когда обличают к исправлению погрешностей, отпираемся. От людей таимся, о Боге небрежем, не верим Сказавшему: аминь глаголю вам, яко аще сии умолчат, камение возопиет (Лк.19:40). Страшный змий влагает в нас мудрость побеждать словом тех, кто хочет нас исправить; и оттого грех умножается в нас, не имея противоборника себе.

Враг твой разоряет тебя, и ты не знаешь сего, душа моя! Исполняет в тебе пожелания свои, и ты терпишь! Убегай, человек, злых его советов. Помни, что обещал ты Богу, и храни святыню, чтоб обрести тебе благодать пред Господом. Послушай сказавшего: бегайте блудодеяния (1Кор.6:18). И желаешь ли знать, какой тяжкий грех - блуд? Кого не могли умертвить угрызения змей в пустыне, тех низложил блуд в земле Мадиамской; а вследствие блуда они согласились есть жертву идольскую, за что из народа падоша двадесять три тысящи во един день (1Кор.10:8). А если впал ты в грех; то не оставайся в падении, и не пренебрегай Божиим долготерпением и Божиею пощадою. Помяни, яко смерть не замедлит (Сир.11:12). Помни, что не возможно тебе избегнуть Божиих рук. Итак не будь нерадив, но кайся, плачь, воздыхай о том, что обольщен ты; ибо, если и предадим забвению падение, то создавший нас Бог знает дела каждого.

Итак не будь нерадив, но мужественно противостань сопротивнику и загради прокоп, которым обыкновенно входит враг разорять тебя, чтоб не нашедши удобного входа, ушел он ни с чем. А заградить прокоп значит обезопасить чувства, которыми входит в душу и доброе и лукавое, то есть зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, и помыслам не дозволять уноситься, куда не должно. Имей в уме, возлюбленный, исполинов, растливших землю владычеством своим, и то, как Господь в одно мгновение с лица земли стер их потопом; и сила их не принесла им пользы. Посуди о земле Содомской и Гоморрской, как потреблена за грех обитателей; и не принесли им пользы роскошь и гордыня. Итак позаботимся о своем спасении, возлюбленный, чтоб и нас не постигла внезапно кончина; и чтоб не пойти нам отсюда в великом осуждении. Какая у нас мысль о скончавшемся, - та ли, что возвратится он в дом свой через один день, даже через год, даже через сто или тысячу лет? Для чего же домогаемся мы непостоянного, и небрежем о непреходящем?

Скажи внушающему тебе скверные и нечистые пожелания: "о, враг истины! Ужели мне стыдить себя для того, чтоб ты выполнил свое пожелание? Иди к подобно тебе непотребным. Выпросил ты себе стадо свиней? С ними и утопай. А я не буду больше рабом послушным хотениям твоим. Достаточно с меня и прошедшего времени; отныне буду заботиться об истине, и умолю Бога моего, чтоб Он совершенно избавил меня от дел твоих. Он дал мне Духа Святаго, а я прогневал Его; мне дал душу и тело чистые, а я осквернил их". Так говори, возлюбленный, внушающему тебе пагубные страсти.

Некто из святых сказал: "блуд подобен псу; если будешь ласкать его, не отойдет от тебя; а если погонишь, убежит". Слушай сказавшего: един есмь аз, дондеже прейду (Пс.140:10), то есть, каждому должно быть внимательным к себе, пока не прейдем из настоящей жизни. Будь внимателен к себе, умоляю тебя, и не пренебрегай своим житием. Смотри, чтоб за малое удовольствие не погубить тебе плоды трудов своих; ради нечистоты не отдать мзды своего делания; ради нечистоты не погубить награды за безмолвие, награды за бдение, за воздержание и за прочие добродетели; не уподобляйся человеку, который полученную им плату кладет в протертый кошелек. Мал квас все смешение квасит (Гал.5:9). Напротив того огради себя страхом Господним.

Слушай, что говорю тебе, возлюбленный. В мирском быту, кто красно говорит, тот слывет великим, а в жизни монашеской велик пред Господом, кто любить безмолвие. Еще: в мирском быту, кто любит наряжать тело свое и меняет одежды, тот в славе у людей; а по монашескому обету, кто пренебрегает сим, имеет же в виду только необходимые потребности тела, по слову сказавшего: имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем (1Тим.6:8), тот приобретает себе славу на небесах. Еще: в мирском быту, кто величается телесною силою и богатством, тот слывет у людей великим: а по сему обету, кто истинно любит смирение, того возвышает Господь, как написано: буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит: и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая: и худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит; яко да не похвалится всяка плоть пред Богом (Кор.1:27-29).

Итак возлюбим угодное Господу как рабы благопотребные и признательные. Если подвергнемся наветам людей злонамеренных; если плененных варварами отдадут нас в рабство: то и тогда не будем отчаяваться в своем спасении. Ибо написано: в скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство (Пс.117:5). Рассудим также, что и Пророки были отводимы в плен, и на чужой стороне терпели рабство и злострадание; но ум их никогда не был пленен и удален от Бога. Чтоб продан или не продан был внешний наш человек, это не в нашей воле: а чтоб внутренний наш человек приобщался или не приобщался к нечестию, это в нашей воле. Потому святые, стремясь к добродетели, обличали мучителей и пренебрегали угрозами смерти. Так и мы, возлюбленные, будучи чадами Пророков и идя по их следам, приобретем совершенную их веру; потому что написано: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере (Евр.13:7), чтоб вместе с ними войти нам в пренебесные жилища, во светлость святых, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание.

Будем же трезвиться, молясь, чтоб не впасть в искушение. Будем поучаться словесам Духа Святаго, чтоб вникнуть нам в Писания, и, не держа в руках книги, иметь в уме глаголы Божии.

Если кто расскажет тебе свои помыслы, или откроет свои недостатки: то не унижай его в уме, как совершившего подобные дела; но подивись лучше перемене брата своего: ибо, если человек добровольно открывает падения свои мужам духовным, то служит сие признаком исправления жизни; скрывать же свои падения - знак души, преданной страстям. Кто живет в связи с ворами, и кто соединил участь свою с прелюбодеями, тот никогда не откроет их; потому что сильно привержен к страсти. Посему со всяким смиренномудрием обязан ты утешить открывшего тебе свой грех, по написанному: блюдый себе, да не и ты искушен будеши (Гал.6:1). Господь говорит через Пророка Иезекииля: и ты, сыне человечь, рцы к сыном людей твоих: правда праведнаго не избавит его, в оньже день прельстится: и беззаконие не убиет, в оньже день обратится от беззакония своего (Иез.33:12).