Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
идол, которому безбожный мир призывает нас поклоняться и приносить в жертву
самих себя и других. Поэтому мы, христиане, можем пойти на открытую встречу с
неверующими, с теми, кто находится в поиске, и с теми, кто еще ничего не ищет,
и место нашей встречи— образ человека. Но мы должны быть готовы
утверждать, что человек— больше того, каким его представляет воображение
неверующего. Наше представление о человеке гораздо более величественное, чем
представление тех, кто стремится сделать человека максимально большим в
двумерном мире, из которого Бог исключен. И вместе с тем именно в этой
точке— в видении человека— мы можем встретиться со всеми теми, кто
настаивает, что человек имеет право быть великим и быть предметом поклонения,
потому что мы поклоняемся Тому, Кто— Человек: мы склоняемся перед Ним, Он—
наш Бог.
И теперь я подхожу ко второму пункту этого размышления. Насколько далеко мы
можем идти в переживании окончательной, всецелой, безусловной солидарности с
теми, кто отрицает существование самой возможности этого измерения величия и
глубины? В свое время апостол Павел, говоря об иудеях, был готов на отлучение
от лица Божия, если бы через это мог быть спасен весь народ Божий
(Рим9:3). Не можем ли мы пойти еще дальше и вместе со Христом, а не
против Него, вместе с Богом, а не против Него сказать: «Пусть наша жизнь будет
выкупом за жизнь мира»? И когда я говорю «жизнь мира», я не имею в виду
временное существование, но всеобщую судьбу человечества. Можем ли мы достичь
такой готовности, чтобы взять на себя предельный риск солидарности: или вместе
быть спасенными, или вместе все потерять? У христианина не может быть иного
подхода к вещам, кроме Христова: Бога, открывшегося во Христе внутри
человеческой истории, внутри становления, трагедии и славы человеческой судьбы.
И поэтому давайте посмотрим, что это за солидарность, которую Бог во Христе
проявляет по отношению к людям.
Эта солидарность проявилась уже в момент творения, когда Бог призвал все