Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Христос. И поэтому, когда мы говорим: Да приидет Царствие Твое,—

мы просим в первую очередь: Господи! Приди и воцарись во мне! Я Тебе открываю

дверь всей своей жизни, ума, сердца, воли, действий— всего: приди! Во мне

есть сопротивление— победи! Во мне будут моменты бунта— победи и

тут! Я хочу Твоей победы, чего бы это ни стоило мне по человечеству, то есть

человечеству в самом малом смысле этого слова, тому, что мы называем мое

человечество— моя немощь, моя малость, мое недостоинство.

Царство Божие ширится вокруг нас от человека к человеку. Часто говорят: «Я

не могу всех любить!» Конечно, не можешь! Никто из нас и себя-то не умеет

любить. Никто из нас не умеет любить по-настоящему даже самых любимых, не то

что всех. Всех любить, пока никого нет,— легко, но полюбить конкретно

одного, другого, третьего человека… Старец Назарий, игумен Валаамского

монастыря, говорил, что всех любить мы не способны, но могли бы попробовать

хоть немногих полюбить по-настоящему, то есть забывая о себе, любя их так, что

они для нас делаются важнее, чем мы сами. Это бывает. Это бывает между родными,

это бывает между друзьями, это бывает между как будто чужими людьми. Такое

отношение нельзя классифицировать: нельзя сказать «родителей», «детей», «мужа»,

«жену», «друзей». Это очень лично, но надо к этому стремиться: научиться любить

хоть одного человека с забвением себя. И когда я говорю «с забвением себя», я

не хочу сказать— забывая себя в каком-то дурмане безумия, а— не

будучи в состоянии даже вспомнить о себе, когда другому что-то нужно или когда

думаешь о нем. Христос говорит: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мк8:34).

И в начале Евангелия от Иоанна на славянском и греческом языках говорится: И

Слово было к Богу (Ин1:1). То есть не c Богом, а

устремлено к Богу. Любовь Сына Божия такова, что только Отец существует

для Него, не Он Сам,— Отец и Дух Святой, и такая же самозабвенная любовь

в Отце по отношению к Сыну и к Духу и у Духа по отношению к Отцу и Сыну. Надо

начинать подвижнически с самых близких, с тех, которых естественно и легко