Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
говорить дурного. Если мы истинно, во всей истине и правде, сказали усопшему:
«Я отпускаю тебя. Я встану перед Богом со своим прощением, пусть ничто, что
было между нами, не стоит на твоем пути к полноте и вечной радости», то как
можем мы вернуться назад, припомнить зло, припомнить горечь? Это не значит, что
мы закрываем глаза на реальность, потому что если действительно в жизни
человека было зло, если действительно было что-то неладное между нами и
усопшим, то тем более должны мы молить Бога освободить обоих— и нас
самих, и усопшего,— чтобы быть в состоянии и услышать слова прощения «Иди
с миром», и произнести эти слова со все нарастающей глубиной понимания, все
нарастающим сознанием свободы.
Душа и тело
Теперь, говоря о проблеме реальности смерти, мы обратимся к различным
связанным с ней службам Православной Церкви. Поскольку каждый может прочесть
эти тексты или знает на опыте, я не буду разбирать их подробно, а выделю
некоторые характерные черты. Во-первых, есть две службы, которые все вы,
несомненно, хорошо знаете: это краткое богослужение в память усопшего—
панихида и отпевание мирян. Существуют и другие, менее известные последования:
к ним относится канон, по возможности читаемый над человеком, отходящим из
этого мира, оставляющим его тяжело, мучительно, а также отпевание младенцев и
отпевание священников. Всем этим службам свойственны некоторые основные черты.
В этих последованиях две стороны: забота о душе и забота о теле. Мы
разделяем со всеми Церквами молитвенную заботу об отходящей или отошедшей душе.
Но мне кажется, что православие оказывает особенное внимание телу, его
отношение к телу удивительно полно содержания. В панихиде все внимание
сосредоточено на душе, которая теперь в вечности стоит лицом к лицу с Живым
Богом, возрастает во все углубляющееся познание Бога, во все углубляющуюся
приобщенность Ему. В службе отпевания, наряду с заботой о душе— отошедшей,
но еще в каком-то смысле столь близкой земле,— выражена глубокая забота о