Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

никогда не разделена на две половины. Тело без души становится трупом,

отделенная от тела душа становится усопшим, покойником. Подлинный

человек— человек воплощенный.

Если мы ищем в человеке то, что не подвержено произвольным толкованиям и

непрестанной изменчивости, то, конечно, следует обратиться не к его сознанию.

Область человеческой психики в постоянном движении, ежеминутно меняется, как

поверхность моря. И это не удивительно. С одной стороны, эта область сознания

расширяется или сужается согласно законам нашей физической и психологической

природы, с другой стороны, она, подобно поверхности озера, отражает то, что

происходит в нашем духе и теле. Что бы ни происходило на той глубине или на той

высоте, которую мы называем духом человека, каковы бы ни были взаимоотношения

между этим духом и Духом Божиим— все отражается в нашем сознании; и что

бы ни случалось с нашим телом, будь то просто физические состояния здоровья или

болезни или высшая деятельность человеческого ума, это тоже отражается в нашем

сознании. Но хотя и в том, и в другом случае следовало бы говорить об

отражении, а не о чем-то, что всецело принадлежит области души, , сознания, отражение

означает, что отраженный образ лишь отчасти истинен. С одной стороны, когда мы

глядим на поверхность озера и видим небо, мы не видим все небо. Мы не видим

даже того, что могли бы увидеть, если бы подняли взор ввысь. Мы видим малую

частицу неба— ту, что вмещается в масштаб озера. С другой стороны,

достаточно бросить небольшой камешек в воду озера, достаточно, чтобы

поверхности озера коснулся легкий ветерок— и все очертания изменяются.

Небо, и облака, и все, что растет на берегах озера, приходит в движение и как

будто изменяется. Если, глядя в зеркало, вы хотите сделать вывод относительно

того, что оно отражает, вы должны быть очень осторожны: отражение неполно и

всегда в той или другой степени искажено, и очень часто, как в случае с озером,

все в нем перевернуто. Это не просто шутка. Если посмотреть, каково наше

взаимоотношение с Богом, так часто мы рассуждаем о Боге, исходя от самих себя,