Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Все это относится к области, где невозможно никакое сравнение: все сравнения

доносят смысл только до того, кто уже опытно познал самое переживание. Иначе

они только уводят в сторону.

Вот моменты, которые я хотел отметить в отношении материи этого мира,

которая изначально появилась из ничего державным действием Божиим в радости, в

гармонии, которая теперь омрачена человеческим грехом и остается потемненной,

потому что плоть— это совращенность тела. Но когда тело освобождено от

страсти и от зла и входит в таинство Божественной жизни, бывает преображено,

тогда Божественная слава достигает глубин, на которых тварь, созданная чистой и

живой в Боге, все еще полна первого трепета зачинающегося света. Вот что

является и путем, и целью подвига. По слову отца Сергия Булгакова, чтобы

приобрести тело, надо убить плоть53.

Убить все страстное, убить тленное, убить смертное, и тогда обнаружишь, что

тело, которым ты обладаешь, сродни всему сотворенному и вместе со всем тварным,

но в такой мере, которая превосходит всякое воображение, реально соединилось с

Самим Божеством в Воплощении. Воплощение— самовластное действие Божие,

которое через все домостроительство спасения ведет к его завершению в

преображении мира, когда Бог будет все во всем (1Кор15:28).

Ответы на вопросы

Где лежит граница между духовностью и душевностью? Как самому узнать, что

тобой двигало? Где кончается психология и начинается что-то высшее? Какие

принципиальные признаки различия болезней— душевных, невротических,

психосоматических?

Я не уверен, что о себе самом можно знать столько, сколько можно ощутить в

другом; одно мне кажется достоверным: духовное не есть просто продолжение или

высшее выражение душевного, совершенство душевного. Нельзя сказать, что где-то

кончается душевное и начинается духовное: есть какая-то область, где самым

нормальным образом совершается взаимное проникновение. Трудность опознать, где

что начинается или кончается, в том, что духовный опыт мы сознаем в душевной

плоскости: все духовные явления так или иначе отражаются в нашей психической

области. Скажем, благоговение, радость, страх Божий (в хорошем смысле, не в смысле

испуганности перед Богом, а благоговейный трепет)— это духовные явления,

но охватывают нас душевно и физически, отражаются в этой области и делаются

предметом нашего сознания. Старец Силуан говорил, что благодать достигает

нашего духа, затем нашей души— психики— и, наконец, заполняет нашу