Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
страсти и от зла и входит в таинство Божественной жизни, бывает преображено,
тогда Божественная слава достигает глубин, на которых тварь, созданная чистой и
живой в Боге, все еще полна первого трепета зачинающегося света. Вот что
является и путем, и целью подвига. По слову отца Сергия Булгакова, чтобы
приобрести тело, надо убить плоть53.
Убить все страстное, убить тленное, убить смертное, и тогда обнаружишь, что
тело, которым ты обладаешь, сродни всему сотворенному и вместе со всем тварным,
но в такой мере, которая превосходит всякое воображение, реально соединилось с
Самим Божеством в Воплощении. Воплощение— самовластное действие Божие,
которое через все домостроительство спасения ведет к его завершению в
преображении мира, когда Бог будет все во всем (1Кор15:28).
Ответы на вопросы
Где лежит граница между духовностью и душевностью? Как самому узнать, что
тобой двигало? Где кончается психология и начинается что-то высшее? Какие
принципиальные признаки различия болезней— душевных, невротических,
психосоматических?
Я не уверен, что о себе самом можно знать столько, сколько можно ощутить в
другом; одно мне кажется достоверным: духовное не есть просто продолжение или
высшее выражение душевного, совершенство душевного. Нельзя сказать, что где-то
кончается душевное и начинается духовное: есть какая-то область, где самым
нормальным образом совершается взаимное проникновение. Трудность опознать, где
что начинается или кончается, в том, что духовный опыт мы сознаем в душевной
плоскости: все духовные явления так или иначе отражаются в нашей психической
области. Скажем, благоговение, радость, страх Божий (в хорошем смысле, не в смысле
испуганности перед Богом, а благоговейный трепет)— это духовные явления,
но охватывают нас душевно и физически, отражаются в этой области и делаются
предметом нашего сознания. Старец Силуан говорил, что благодать достигает
нашего духа, затем нашей души— психики— и, наконец, заполняет нашу