Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

убежденностью: никакую болезнь нельзя приписывать просто греховности,

своей или своих предков. Разумеется, все неладное, что совершается на земле,

происходит от того, что человек первично, в лице Адама и Евы, отпал от единства

с Богом. Но говорить о том, что шизофрения, рак или какая-либо другая болезнь

непременно связаны с греховностью, нельзя. Бывает— и не так редко,—

что Господь дает человеку болезнь как путь ко спасению.

Мне вспоминается рассказ о том, как одного святого просили молиться об

исцелении одного человека. Он помолился несколько дней, а потом пришел и

сказал: «Господь мне открыл, что я мог бы его исцелить, но Он мне открыл также,

что болезнь дана во спасение и его, и других людей вокруг него». И в житиях

святых мы находим целый ряд случаев, когда сами святые или просто верующие

болели долгое время, не потому, что они были грешники, а потому, что это было

путем спасения— не только личного, но и спасения людей вокруг. Я помню

случай, когда один крестьянин XIXвека десятки лет лежал парализованный в

деревне, у себя в хате— и был вдохновением и путем ко спасению целого

ряда людей, потому что то, как он воспринимал свою болезнь, как он терпел

страдания, с каким светлым, ликующим выражением лица он встречал всякого

человека, было вдохновением для всех, кто только соприкасался с ним.

Из сказанного не заключайте, будто я не верю в темную силу и в возможность,

которую имеет эта темная сила на нас влиять в нашем физическом или психическом

состоянии. Однако если обратиться к Евангелию, мы увидим, что в некоторых

случаях Христос изгонял беса, находящегося в человеке, но во множестве чудес,

которые Он совершал над больными, Он не предполагал никакого бесовского

вмешательства. Он исцелял слепого, исцелял хромого, исцелял целый ряд людей, о

которых ни слова не сказано, будто они особенно греховны. Поэтому, даже

допуская, что на нас может быть бесовское влияние, что возможно порабощение

наше бесом, мы не должны приписывать всякую болезнь собственной греховности или

бесовскому вмешательству. Самый явный пример того, что я говорю, это случай