Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
попытке установить простое, прямое общение. Тогда я прибегнул к такому
приему— я сказал: «Как замечательно, что вам не грозит смерть или
серьезное заболевание». И по ходу разговора стал рассказывать о том, как умирала
моя мать. У женщины, с которой я сидел, был рак, как и у моей матери. Мы долго
говорили обо всем, что составляло наши с матерью переживания, и в конце концов
эта женщина спросила: «Как вы думаете, я сумела бы встретить смерть так же, как
ваша мать?» И тут мы смогли заговорить о ней самой, а не о моей матери.
Очень важный момент: надо ли предупреждать больного о грядущей смерти?
Во-первых, надо, чтобы сказал очень близкий человек, а не просто сестра
милосердия, доктор или кто попало— по должности. И, во-вторых, надо,
чтобы тот, кто это скажет, не уходил сразу. Легче всего сказать и бежать. А
человек, которому нанесли этот страшный удар— потому что редко кто ждет
смерти, как ее ждал апостол Павел, ждут святые,— остается лицом к лицу со
смертным приговором, а сестра милосердия будет подольше возиться с чаем, чтобы
вернуться только тогда, когда будет немножко легче. Вот этого никогда никто не
смей делать! В таких случаях надо, как я сказал, сесть и побыть с человеком, и
только тогда уйти, когда что-то развязалось внутренне. Когда скорбь стала
общая, когда любовь победила, когда надежда на какой-то срок времени в
руках,— тогда можно уйти. Но к этому надо возвращаться.
Так что один человек другому может помочь. Конечно, так не всегда
бывает. Во-первых, надо уметь сказать, во-вторых, надо уметь побыть, в-третьих,
надо, чтобы человек, кому ты это скажешь, был готов к тому, что ты говоришь. Не
всякому можно бросить в лицо смертный приговор. Иногда, зная это, приходится,
не прибегая ко лжи, постепенно готовить человека к тому, что физическая смерть
придет, но «разве наши отношения могут умереть?»— и только тогда сообщить
больному, что смерть действительно идет, когда он подготовлен.
Часто бывает, что больной давно уже догадался умом или в своем теле знает с
совершенной уверенностью о грядущей смерти, а родные лгут: «Ах, как ты сегодня