Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

М.Ласки: Вот это-то я очень хотела бы узнать! И разумеется,

если бы все случилось по-вашему, то ничего не оставалось бы, кроме как стать

верующей. Однако я сильно подозреваю, что случится по-моему… Но предположим,

что я (как это может случиться с любым неверующим) внезапно переживу опыт

такого рода, который вы описываете как уверенность в том, что Бог есть. Причем

он случится вне всякого религиозного контекста. Скажем, я, как Игнатий Лойола,

в тот момент сижу на берегу реки77.

Я была воспитана в иудаизме, я живу в Англии, которая, как говорится, страна

ста религий под одним соусом, какой же может быть вывод? Я понимаю, что

разумнее примкнуть к какой-нибудь религии из опасения впасть в самонадеянное

безумие человека, считающего, что у него прямая связь с Богом, но как этот опыт

Бога может привести меня к мысли, что я встретила христианского, или

иудейского, или мусульманского Бога? Что Он хочет, чтобы я приняла методизм,

православие или англиканство? Что после подобного опыта и слов: «Чудно,

теперь я уверен, что Бог существует!»— может заставить человека сделать

следующий шаг?

Митр.Антоний: Дальше будут постепенные шаги. Если у вас было

опытное переживание Бога— а я уверен, что можно ощутить Бога вне всякого

предварительного религиозного контекста или воспитания,— то вы, вероятно,

обнаружите, что, если Бог есть, это имеет непосредственное значение для вашего

отношения вообще ко всем людям.

М.Ласки: Поясните, пожалуйста, я хотела бы это понять.

Митр.Антоний: Охотно. Опыт моего детства говорил, что жизнь

жестока, груба, бессердечна, что человек человеку— волк и причина

страдания, что лишь очень немногие, самые вам близкие, держатся вместе и не

представляют для вас опасности. Подростком я знал, что все люди вокруг

представляют угрозу. Чтобы выжить, надо бороться, побеждать, чтобы выйти

победителем, следует давать сдачи изо всех сил.

М.Ласки: Неужели ваше положение было действительно таково?

Митр.Антоний: Таков был мой опыт в школе в трущобах и в ранние

годы после революции (не в России, за границей). Когда же я обнаружил

Бога— а я нашел Его через Евангелие,— первое, что меня поразило,

было то, что для этого Бога все значительны, что Он не делит людей, что Он не

Бог добрых против злых, не Бог верующих против неверующих, не Бог одних против

других. Каждый человек существует для Него как личность, полная содержания и