История русской философии

"Будь страстей твоих владыка, Будь на троне человек".

Этот мотив чистого гуманизма все больше становится кристаллизационным ядром новой идеологии. Чтобы не потонуть в безмерном материале, сюда относящемся, остановимся только на двух ярких представителях русского гуманизма XVIII века Новикове (мы имеем в виду первый период его деятельности) и Радищеве.

Новиков (1744 - 1818) родился в семье небогатого помещика, получил довольно слабое образование дома, но много потрудился над своим .самообразованием. 25-ти лет он предпринял издание журнала ("Трутень"), в котором он проявил себя человеком большого общественного чутья, страстным обличителем разных неправд русской жизни, горячим идеалистом. Борясь со слепым поклонением Западу, высмеивая жестокие нравы русской жизни того времени, Новиков с глубокой скорбью пишет о тяжком положении рус-

92 НА ПОРОГЕ ФИЛОСОФИИ

ских крестьян. В следующем журнале "Живописец" находим отрывок из "Путешествия", книги, где очень сильно подчеркнуто горькое положение крестьян. "О, человечество! восклицает он, теоя не знают в сих поселениях". Этот отрывок предваряет знаменитую книгу Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву")[31]. В центре русского гуманизма навсегда ставится с этого времени социальная проблема проблема водворения подлинной человечности в жизненных отношениях. Вот образ идеального человека, как он рисуется Новикову, это "разумный и добродетельный господин; он делает добро всем, кому только может. Он думает, что разум ему дан, чтобы служить государству, богатство чтобы помогать бедным, и что для того родился он человеком, чтобы быть полезным всем людям". Защищая равенство всех людей, Новиков не обращается к идеям естественного права, как это было принято тогда, а связывает идею равенства с христианством. Но особого подъема речь Новикова достигает тогда, когда он защищает необходимость для русских людей, беря все ценное у чужих народов" оставаться духовно верными своей родине. Вот почему он предпринял (под покровительством Екатерины II) издание "Древней Российской библиотеки", чтобы русские люди могли, познавая прошлое, увидеть "великость духа наших предков". Работа мысли шла под знаком реакции тогдашним "западникам" и выработки нового национального самосознания. Но в гуманизме XVIII века у русских все чаще начинает выдвигаться основное значение морали и даже проповедуется первенство нравственности над разумом. В педагогических мечтах, столь близких в России XVIII века к утопическому плану "создания новой породы людей", на первое место выдвигали "развитие изящнейшего сердца", а не разума, развитие "умонаклонения к добру". Фонвизин в "Недоросле" высказывает даже такой афоризм: "Ум, коль скоро он только ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие". В этих словах очень типично выражен морализм, как некая новая черта русского сознания[32]. Отчасти здесь было влияние Запада я имею в виду не только Руссо[33], но и английских моралистов; но была здесь и своя собственная склонность к примату морали (что постоянно будет нам встречаться в XIX веке, вплоть до "панморализма" Толстого).

93 ЧАСТЬ I

Издательская деятельность Новикова (всего было им выпущено 448 названий) вскоре была перенесена в Москву, но тут она приняла иной характер: Новиков сошелся с московскими масонами, его духовные интересы целиком перемещаются от общественных к религиозно-философским и чисто моральным темам. Все это уже выходит за пределы чистого гуманизма, поэтому мы позже, при характеристике масонства, еще раз вернемся к Новикову, Сейчас же обратимся к другому яркому выразителю русского гуманизма XVIII века А.Н. Радищеву, у которого мы найдем еще больше философского содержания.

[1] См. об этом обильный материал в книге Нaumant. La culture fraruaise en Russie; много интересного можно найти в книге Алексея Веселовского "Западное влияние в русской литературе" (4-е издание).

[2] См. ее "Записки". Очень живо и интересно биография ее рассказана Герценом до сих пор это лучшее описание ее жизни. В биографии Дашковой чрезвычайно любопытна ее дружба с Дидро.

[3] Укажу наиболее общие сочинения о философских течениях в России XVIII в. Из общих руководств и очерков по истории русской философии только у одного Р а д л о в а,- отчасти у Ш п е т а можно найти кое-что громадное же большинство общих работ дает всегда крайне поверхностный обзор ХУПГ века. Р а д л о в написал также специальный этюд "Очерк русской философской литературы XVTII в." (в журнале Петербургского Философского Общества "Мысль", № 2 и 3 Петербург, 1922). К сожалению, эта работа Радлова очень слаба. Очень ценны для изучения XVIII в. работы Сиповского (1. "Русские вольтерианцы XVIII в.". Журнал "Минувшие годы", 1914. 2. "Философские настроения и идеи в русском романе XVIII в.". Журнал Министерства Народного Просвещения, 1905. 3. Книга "Н.М. Карамзин", 1899). Интересна и ценна работа В.Н. Тукалевского "Из истории философских направлений в русском, обществе XVIII в.". Журн. Мин. Народи. Просвещения, 1911. Много существенных данных можно найти в книге П.Н. Милюкова "Главные течения русской исторической мысли" (2-е издание, Москва, 1898). См. также специальные тома "Литературного наследства", посвященные XVIII в. (взаимоотношениям России и Франции). №29 - 30. Издание 1933 г. Москва. См. также № 9 - 10. (Том, посвященный Гёте "Гёте в России" тоже богат материалом). Отметим наконец книгу В. Боголюбова. Н.И. Новиков и его время. Москва, 1916 г., в которой дано очень много ценных материалов.

[4] См. его статью "Философские настроения и идеи в русском романе XVIII в.". Журн. Мин. Народи. Проев., 1905.

[5] Д.Д. Языков. "Вольтер в русской литературе". Сборник статей, посвященных проф. Сторожеико, под заглавием "Под знаменем науки", 1902. См. также библиографические указания о Вольтере уАлексея Веселовского "Западное влияние в русской литературе". Изд. 4.1910. Стр. 75 - 76 (прим.).

[6] См. Веселовский. Ibid. Стр. 76.

[7] В. Ключевский. Очерки и речи. Т. II. Стр. 255.