«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

тѣло и, такимъ образомъ, дѣлаетъ его духовнымъ, т.-е. нетлѣннымъ. Въ жи- тіяхъ святыхъ мы находимъ множество примѣровъ того, какъ духъ человѣческій, жившій во святыхъ Божіихъ, прі- обрѣтдіи вслѣдствіе причастія Духа Божественнаго и порабощенія тѣла необычайное напряженіе въ извѣстномъ направленіи и необычайную мощь, уподобляетъ себѣ тѣло, одухотворяя его:

У св. Бонифатія—святого западной церкви—на рукахъ и ногахъ показывались язвы гвоздиныя, когда онъ размышлялъ о страданіяхъ Господа нашего I. Христа.

У св. Игнатія Богоносца отъ постояннаго памятованія имени Спасителя въ сердцѣ нашли начертаніе этого сладчайшаго имени.

Дѣйствіе духа на тѣло можно замѣчать и въ обыденной жизни. Право- славно-христіанскій образъ мыслей производитъ одинъ внѣшній видъ (типъ) православныхъ христіанъ. Евреи, мусульмане и другіе иновѣрцы, принявъ христіанство, теряютъ свой прежній племенный видъ и уподобляются виду тѣхъ, религію которыхъ приняли.

Кому также неизвѣстно, что воины въ пылу душевнаго увлеченія не чувствуютъ самыхъ жестокихъ ранъ на войнѣ. У святыхъ дѣйствіе духа на тѣло при содѣйствіи благодати Божіей— постоянно и необычайно.

III. Да усилитъ въ насъ настоящее размышленіе о причинахъ нетлѣнія св. мощей благоговѣніе къ нимъ и наше усердіе прибѣгать къ нимъ съ вѣрою во всесильную благодать Божію. (Сост. по проп. Филарета, митр. моск. и кн. „Догматъ правосл. церкви о почитаніи св. мощей11 свящ. Ев. Кременскаго, стр. 18—19 и др. источн.).

Поуч. 2-ое. Святитель Филиппъ, митрополитъ московскій (перенесеніе его мощей изъ Соловецкаго монастыря въ Москву.

(О значеніи страха Бооюія).

I. Св. Филиппъ, митрополитъ московскій, въ мірѣ Ѳеодоръ,«изъ рода бояръ Колычевыхъ, родился Февраля 11-го, 1507 г. Онъ былъ воспитанъ матерію въ строгомъ благочестіи, и потому, служа при дворѣ царскомъ, не искалъ мірскихъ удовольствій, не стремился

къ славѣ и почестямъ, но непрестанно' помышлялъ о сп сеніи души. 30 лѣтъ отъ роду онъ ушелъ въ Соловецкій монастырь, принялъ монашество подъ именемъ Филиппа, а чрезъ 9 лѣтъ, посвященный въ игумены, привелъ монастырь въ цвѣтущее состояніе и построилъ храмы Успенія и Преображенія, завелъ скитъ на Заяцкомъ островѣ, провелъ дороги и каналы, осушилъ болота, завелъ скотный дворъ, устроилъ больницу, и написалъ уставъ иноческаго житія. Въ 1566 г. Іоаннъ Грозный вызвалъ Филиппа въ Москву, долго съ. нимъ бесѣдовалъ и предложилъ ему санъ митрополита. Сдѣлавшись первосвятителемъ русской церкви,Филиппъ сталъ благотворно дѣйствовать на царя и на окружавшихъ его. При дворѣ наступила тишина, прекратились веселья и казни, потому что всѣ боялись пустыннаго святителя. Но когда,въ1567 г., возобновились доносы и убійства и Филиппъ смѣло обличалъ царя, а на угрозы его отвѣчалъ, что онъ, боясь Бога,. не можетъ молчать при видѣ зла и неправды, и готовъ претерпѣть заточеніе и смерть, тогда царь отвергъ святителя, изгналъ его изъ храма, а потомъ заточилъ въ Тверской-Отрочь монастырь. Въ 1570 г. св. Филиппа, задушилъ свирѣпый опричникъ Малюта Скуратовъ. Чрезъ 20 лѣтъ по кончинѣ Филиппа нетлѣнное тѣло его,по просьбѣ соловецкихъ иноковъ, отвезено въ монастырь Соловецкій, гдѣ прославилось чудесами. При царѣ Алексѣѣ Михайловичѣ мощи святителя были торжественно открыты въ 1652 г. новгородскимъ митрополитомъ (впослѣдствіи патріархомъ) Никономъ, перевезены въ Москву и положены въ Успенскомъ соборѣ. Раку съ св. мощами самъ царь несъ на раменахъ своихъ. 9-го января воспоминается кончина св. Филиппа, а 3-го іюля—перенесеніе мощей.

II. Жизнь, дѣянія и страданія святителя Филиппа доказываютъ намъ ту истину, что страхъ Божій есть основаніе всякой добродѣтельной жизни и источникъ всѣхъ великихъ подвиговъ.

а) Страхъ Божій напечатлѣлся въ душѣ святителя, можно сказать, еще до его явленія на этотъ видимый свѣтъ. Есть сказаніе объ его матери (имя ея Варвара), что она отличалась особеннымъ благочестіемъ: была предана молитвѣ, призирала нищихъ и убогихъ, и своими

Мѣс яца іюль. 7

добродѣтелями украшала домъ боярина., отца его. Настроеніе, характеръ, вся природа родителей, особенно матери, которая долгое время живетъ неразрывно съ носимымъ во чревѣ дитя- тею, неотразимо напечатлѣваются на душѣ его, а воспитаніе въ то старое время болѣе утверждалось на страхѣ Божіемъ, чѣмъ теперь. Кромѣ церковныхъ книгъ не давали въ руки дѣтямъ другихъ... Оъ первыхъ дней пробудившагося сознанія въ живомъ и воспріимчивомъ сердцѣ дѣтей, какъ на мягкомъ воскѣ, впечатлѣвались только священныя изреченія псалмовъ, апостола, евангелія. Въ частности объ отрокѣ Ѳеодорѣ (мірское имя св. Филиппа) вотъ что говоритъ сказаніе: „съ сердечною любовію прилѣпился онъ къ богодухновеннымъ книгамъ и чуждался дѣтскихъ игръ, избралъ себѣ благую часть ученія Христова10. „На стражѣ тѣлесной чистоты его стояла чистота духовная*, какъ пламени, бѣжалъ онъ общества неблагоговѣйныхъ сверстниковъОтрокъ Ѳеодоръ бывалъ въ царскомъ дворцѣ и пользовался дружескимъ расположеніемъ великаго князя Іоанна, тогда еще также отрока, въ послѣдствіи грознаго Царя. Благочестіе, степенность, благоразуміе Ѳеодора оставили сильное впечатлѣніе на душѣ Іоанна: этого чистаго и богобоязненнаго юноши не могъ забыть онъ среди всѣхъ буръ своей жизни и души!