«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

одни родители привели своего больного сына, прося помолиться объ исцѣленіи его. Преподобный не сталъ молиться. „Онъ заслужилъ такую болѣзнь за непочтеніе васъ, родителей^, сказалъ онъ имъ. „Пусть онъ и страдаетъ теперьа. Тутъ родители объяснили ему, что дѣйствительно онъ оскорблялъ ихъ и они просили ему отъ Bora наказанія за это непочтеніе, но теперь имъ стало жалко его. Только вслѣдствіе неотступной просьбы родителей преп. Парѳе- ній наконецъ исцѣлилъ его. Такъ, не почитающій родителей—врагъ прежде всего самому себѣ, своему собственному благосостоянію, своему собственному спасенію. Отверженный Богомъ здѣсь, онъ отверженъ будетъ Богомъ и тамъ, и не хотѣвшій почесть отца земного, не удостоится въ будущей жизни хвалить, созерцать Отца небеснаго. Какъ-бы въ знаменіе этого въ ветхозавѣтныя времена не почитающихъ родителей побивали камнями.

III. Итакъ, дѣти, бойтеся оскорблять своихъ родителей, почитайте ихъ, покойте, утѣшайте чѣмъ и какъ можете,—не чуждайтесь ихъ,если они про- стыинеобразованны,^тяготитесь больными и старыми, терпите, снисходите къ подверженнымъ слабостямъ. Аминь. (Сост. по „Сборн. общепон. поучен.“ свящ. П. Шумова, выи 2-й, изд. 1892 г.).

рвый день.

деса по молитвѣ къ Божіей Матери, если эти молитвы были благоугодны Господу и были пріемлемы Богоматерью. Часть пояса находится на Аѳонѣ, въ Ватопедскомъ монастырѣ, въ крестѣ, другая часть—въ Трирскомъ монастырѣ, на западѣ.

II. Братіе христіане! Многіе усердно молятся предъ иконами Божіей Матери и глубоко чтятъ св. предметы, бывшіе въ употребленіи Ея во время земной жизни Ея, наприм. Ея ризу и поясъ, какъ орудіе милостей Божіихъ, какъ священное огражденіе. Но не всякая молитва можетъ быть услышана Богоматерью.

а) Во-первыхъ, не разумныя молитвы, какъ бы онѣ ни были усердны, никогда не могутъ быть услышаны Царицей небесной.

Не тяжело ли Пресвятой Дѣвѣ Маріи слышать (а Она слышитъ!), какъ обиженный кѣмъ - либо, вмѣсто того,

224 Мѣсяцъ авг у с тъ.

чтобъ просить себѣ, по заповѣди Спасителя, любви къ обидѣвшему, проситъ ему отмщенія и погибели? Не тяжело ли слышать (а Матерь Вожія слышитъ!), какъ похитившій, или присвоившій неправедно чужую собственность,вмѣсто того, чтобы просить себѣ благаго расположенія возвратить четверицею (Лук. 19, 8) неправедно стяжанное, проситъ успѣха въ сокрытіи своей неправды отъ очей правосудія? Для вразумленія таковыхъ просителей мы должны, хотя кратко, замѣтить, что на небѣ нѣтъ лицепріятія, что тамъ пріемлется одна правда или искреннее покаяніе, что воля Матери Божіей и Сына Ея есть одна и та же—святость паша (1 Сол. 4, 3), что Матерь и не можетъ просить того, чего не можетъ даровать Сынъ безъ нарушенія Своей правды, что потому просящіе неправеднаго сами себѣ изрекаютъ не только отказъ, но и осужденіе.

б) Во-вторыхъ, подъ это осужденіе подходятъ и всѣ тѣ, кои у Матери Божіей просятъ хотя позволительнаго, но съ намѣреніемъ нечистымъ. Такъ, напримѣръ, если кто проситъ богатства, имѣя сильное желаніе начать вести жизнь роскошную и сладострастную*, если кто молитъ о возвращеніи здоровья, чтобы, получивъ просимое, немедленно возвратиться къ худымъ навыкамъ и дѣламъ. Всѣ таковые и подобные просители да вѣдаютъ однажды и навсегда, что они не пріимутъ просимаго, ибо злѣ просятъ (Іаков. 4, 3). Всякое прошеніе о неправедномъ, или для цѣли беззаконной, есть оскорбленіе Матери Вожіей и обращается на главу просящаго.

в) Въ-третьихъ, молитвы къ Богоматери исключительно о благахъ чувственныхъ также не всегда могутъ быть услышаны Ею.

Если бы какимъ-либо чудомъ открылась предъ нами совокупность прошеній, возсылаемыхъ къ Ней въ одномъ семъ храмѣ, что, думаете, увидѣли бы мы? Увидѣли бы безчисленный рядъ прошеній о благахъ временныхъ, о избавленіи отъ различныхъ болѣзней, отъ враговъ, отъ клеветъ и гоненій, объ успѣхѣ въ торговлѣ, въ путешествіяхъ, въ бракосочетаніи, и тому подобное. Но много ли, думаете, явилось бы предъ нами прошеній о благахъ духовныхъ, о исцѣленіи отъ различныхъ болѣзней души и совѣсти, о побѣжденіи худыхъ привычекъ и страстей, о стяжаніи той

или другой добродѣтели, о совершеніи трудныхъ подвиговъ любви къ Богу и ближнему? Ахъ, и безъ особеннаго откровенія тайнъ сердечныхъ, можно безошибочно сказать, что прошеній о духовныхъ благахъ къ Матери Божіей весьма немного. Отчего же такъ, развѣ у насъ одно тѣло, а души и совѣсти нѣтъ? Развѣ душа и совѣсть наша не имѣютъ своего рода болѣзней и нуждъ? Развѣ Матерь Божія можетъ подавать одно временное и тлѣнное? Или мы любимъ одно тѣло наше, а душу ставимъ ни во что? или не вѣримъ въ другую жизнь, въ судъ и воздаяніе по смерти?—Но этого никто не скажетъ изъ самыхъ развращенныхъ людей. Не скажемъ словами, а дѣлами говоримъ непрестанно едва не всѣ мы. У всѣхъ только и заботы, что о земномъ и тлѣнномъ, о пищѣ, одеждѣ, забавахъ а о томъ, въ какомъ состояніи наша. душа, цѣла ли совѣсть, вѣрны ли мы Христу, съ Коимъ сочетались при крещеніи, не уклонились ли отъ пути праваго,—о томъ, какъ намъ оставить эту суетную жизнь и явиться предъ нашимъ Создателемъ, измыты ли наши грѣхи покаяніемъ, есть ли въ насъ хотя малый ростокъ для вѣчной жизни въ Богѣ, объ этомъ чрезвычайно важномъ дѣлѣ, мы, если и помышляемъ, то весьма рѣдко, поверхностно, какъ о дѣлѣ чужомъ и неважномъ. И въ такомъ несчастномъ расположеніи духа мы являемся въ самые храмы Божій! Съ такимъ небреженіемъ о своемъ спасеніи не стыдимся предстать предъ нашего Искупителя и Его пречистую Матерь!—Можетъ ли Она внимать такимъ неразумнымъ просителямъ?—Даровать блага, нами просимыя, значило бы съ Ея стороны дать намъ случай еще болѣе прилѣпиться къ земному и чувственному, еще глубже погрузиться въ удовольствія плотскія, потерять послѣднюю память о душѣ, совѣсти и будущей жизни. Посему нисколько не удивительно, если Пресвятая Дѣва,по истинной любви Ея къ намъ, не слышитъ многихъ прошеній нашихъ*, если даже подаетъ намъ совершенно противное тому. о чемъ мы молимся къ Ней.

III. Отсюда само собою выходитъ новое, необходимое правило для нашихъ молитвъ къ пресвятой Дѣвѣ, которое однако же весьма часто забывается: я разумѣю нужду за-