«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

ющихъ и соблюдающихъ его. Поэтому каждый разъ, какъ хотимъ читать или слушать священное писаніе, мы должны собираться въ себя и питать въ себѣ благоговѣніе и молитву къ Богу, и просить Бога, чтобы Онъ даровалъ намъ Духа Своего, къ уразумѣли) того, чему научаетъ насъ въ священномъ писаніи. Душевенъ же человѣкъ, учитъ Апостолъ, не пріемлетъ, яже Духа Божія; юродство бо ему есть, и не можетъ разумѣти, зане духовые востязуется (1 Кор. 2, 14). „Душевный человѣкъесть такой человѣкъ, который не имѣетъ въ себѣ Духа Христова, который и мыслитъ и дѣйствуетъ по понятіямъ своего естественнаго разума, непросвѣщеннаго вѣрою въ Іисуса Христа. Такой человѣкъ „не принимаетъ того, что отъ Духа Вожія (не понимаетъ и не вѣруетъ), потому что онъ почитаетъ сіе безуміемъ; и не можетъ разумѣть (своимъ естественнымъ смысломъ), потому что

о семъ надобно судить духовно^ (при помощи Духа Вожія, просвѣщающаго насъ къ уразумѣнію тайнъ спасенія).

в) При этомъ надобно удаляться отъ грѣховъ, явныхъ и тайныхъ; надобно питать въ душѣ чистыя мысли, благочестивыя чувствованія и желанія, чтобы такимъ образомъ приготовлять себя къ принятію Святаго Духа. Необходимо питать въ душѣ чувство смиренія и преданности Господу, чтобы съ дѣтскою вѣрою принимать ученіе слова Божія, а не умничать и не пытаться постигнуть тѣ глубины тайнъ Божіихъ, которыя отъ насъ сокрыты. Іисусъ Христосъ, прославляя Бога Отца, говоритъ: исповѣдаютися (славлю Тебя), Отче, Господи небесе и земли, яко утаилъ еси сія отъ премудрыхъ и разумныхъ, и открылъ еси та младенцемъ (Матѳ. 11, 25). Такъ, братія, и мы должны всегда хранить себя чистыми отъ грѣховъ души и тѣла, чтобы Духъ Святый осѣнялъ насъ и даровалъ намъ благодать разумѣнія; должны слушать и читать слово Божіе съ глубокимъ смиреніемъ, съ дѣтскою простотою и несомнѣнною вѣрою, внимая священному писанію, какъ истинному слову Божію, или глаголамъ Господа Іисуса Христа и Святаго Духа.

г) Читая или слушая священное писаніе, старайся 9понимать его такъ, какъ понимаетъ и изъясняетъ его святая православная церковь, или какъ разумѣли и раскрыли его святые отцы и учители вселенской

Кругъ Поучѳн. т. II.

церкви. Читая священное писаніе, при свѣтѣ вѣры, многое ты будешь понимать; а чего не понимаешь, того не берись изъяснять, если къ этому не приготовленъ, а ищи разрѣшенія своихъ недоумѣній у пастыря или учителя церкви. Іисусъ Христосъ избранныхъ учениковъ Своихъ, которыхъ наименовалъ апостолами (Лук. 6, 13), преимущественно предъ другими научалъ тайнамъ царствія, объяснялъ имъ писанія, сообщилъ имъ даръ разумѣти писанія (Лук. 24, 45), и послалъ ихъ возвѣщать евангеліе по всей вселенной: такъ и нынѣ предназначаемые къ прохожденію пастырскаго служенія особенно приготовляются къ уразумѣнію священнаго писанія и тайнъ спасенія, и, по установленію Самого Господа, принимаютъ особую благодать, въ таинствѣ священства, сообщающую имъ право и силы къ прохожденію сего высокаго и многотруднаго служенія. Такъ, читая или слушая слово Божіе, принимайте ученіе съ благоговѣйною вѣрою; а встрѣчая недоумѣнія, будьте осторожны: не рѣшайте недоумѣній сами собою, какъ вамъ кажется, чтобы не согрѣшить противъ истины, и тѣмъ не оскорбить Святаго Духа, дѣйствующаго чрезъ слово Божіе; а просите разрѣшенія у своихъ пастырей, и принимайте ихъ слова съ довѣріемъ, какъ слова церкви, потому что они будутъ говорить вамъ не по своему мнѣнію, а такъ, какъ учитъ вселенская церковь, какъ учили святые отцы и учители православной церкви, или какъ опредѣлили святые православные соборы.

д) И каждый разъ, какъ читаемъ или слушаемъ священное писаніе, всегда надобно намъ питать въ своей душѣ искреннее желаніе и твердую рѣшимость, усовершаясь въ познаніи спасительнаго ученія, вмѣстѣ усовершаться и въ христіанскихъ добродѣтеляхъ, стараясь всѣми силами исполнять заповѣди Божій. Слышишь или читаешь о величіи Бога Вседержителя, о Его всемогуществѣ, премудрости, благости и другихъ безпредѣльныхъ Его совершенствахъ, также о Его великихъ и неизобразимыхъ дѣлахъ, о твореніи міра, о управленіи міромъ, о Его особенномъ промышленіи о человѣкѣ,—благоговѣй и прославляй великаго и безпредѣльнаго въ Своемъ величіи Бога, Творца, Промысли-

402 Мѣ с я ц ъ октябрь.

теля всего міра и Спасителя рода человѣческаго. Слышишь гласъ Господа Іисуса, призывающій на путь спасенія, или заповѣдующій соблюдать ту или другую заповѣдь: возгрѣвай твою ревность къ исполненію заповѣдей Христовыхъ. Съ такимъ расположеніемъ и съ такою ревностію къ усовершенію себя въ познаніи Бога и совершенствъ Его, въ любви къ Нему и въ исполненіи заповѣдей Его должно всегда слушать и читать священное писаніе, и, соблюдая это правило, вы каждый разъ будете получать плодъ назиданія ко спасенію.

III. Братія! Слушайте и, кто можетъ, читайте священное писаніе усердно и съ благоговѣніемъ, и смиренно повинуйтесь наставленіямъ Духа Божія, въ немъ говорящаго. Просвѣщайтесь имъ,

Свв. муч. Провъ, Тарахъ, Андроникъ.

(Безпечность о вѣчномъ спасеніи).

I. Свв. муч. Провъ, Тарахъ и Андроникъ, память коихъ совершается нынѣ, пострадали при Діоклитіанѣ. Они были приведены на судъ въ киликійскій городъ Тарсъ, къ правителю области Нумерію Максиму. Прежде всѣхъ подвергли суду Тараха. На неоднократный вопросъ: „какъ имя твое?“ онъ постоянно отвѣчалъ: „я—христіанинъ. Это имя для меня дороже и славнѣе, нежели имя, данное родителями. Но если нужно знать и то имя,—я называюсь Тарахомъа. Подвергнувъ егоби- чеваніямъ и видя его упорство, судья велѣлъ посадить его въ темницу. Другой христіанинъ, Провъ, на вопросъ объ имени, отвѣчалъ: „имя мое первое и честнѣйшее—христіанинъ; другое же имя, данное людьми—Провъ“. На обѣщаніе милостей и даровъ отъ царя. за отреченіе отъ вѣры., Провъ сказалъ: „я не ищу милостей*, я самъ былъ богатъ и оставилъ богатство, чтобы служить Богу истинномуСудья велѣлъ предать его мукамъ. Потомъ привели Андроника, одного изъ почетнѣйшихъ гражданъ Ефеса. Когда и онъ на данные ему вопросы далъ такіе же отвѣты, его также заключили въ темницу. Потомъ всѣ три мученика были подвергаемы новымъ допросамъ, пыткамъ

какъ духовнымъ свѣтомъ; питайте имъ сердца ваши, какъ небесною манною; послѣдуйте ему, какъ свѣтильнику, сіяющему въ этомъ темномъ мѣстѣ нашего земного странствованія. Господь сказалъ: блажени слышащій слово Божіе, и хранящій е (Лук. 11, 28). Такъ слушая слово Божіе и повинуясь ему, и вы блаженны; потому что, послѣдуя ученію слова Божія, идете путемъ спасенія и, по окончаніи земной жизни, надѣетесь, по обѣтованію Господа, наслѣдовать жизнь вѣчную. Господь говоритъ: аминъ, аминъ глаголю вамъ, яко слушали словесе Моего, и вѣруяй Пославшему Мя, имать животъ вѣчный; и на судъ не пріидетъ, но прейдетъ отъ смерти вд животъ (Іоан. 5, 24). (Сост. съ дополн. по „Пропов.“ Евсевія, архіеп. могилев., т. I, изд. 1870 г.).