Духовная жизнь начинается с покаяния

Чтобы принести покаяние, человеку прежде всего нужно осознать, в чем заключается его греховность, падение. Это, как мы уже говорили, открывается после чтения Священного Писания, творений Святых Отцов, бесед с благочестивыми людьми; естественно возникает стремление жить по воле Божией, исполнять евангельские заповеди, которыми должен руководствоваться благочестивый христианин. Когда человек начинает исполнять евангельские заповеди, то, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), его падшее естество тут же начинает враждовать против этого, то есть грех, живущий в нем, поднимает голову. В такой борьбе с грехом и проявляется сила греха, обнаруживается удаленность от Бога. Поэтому с призыва к покаянию начинается Евангелие (см. Мк. 1, 15).

Вообще, духовная жизнь начинается и продолжается по мере принесения покаяния. Сказано: Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное (Мф. 4, 17). По словам святителя Игнатия, покаяние есть уже вхождение в царство небесное. По мере осознания греха, стремясь от него избавиться, человек стяжает благодать, у него появляется опыт благодатной жизни.

Вне покаяния нет христианства, и главная задача человека на земле - принести покаяние. Иначе все наши усилия мертвы. Один из подвижников говорил: "Все, что делает человек на земле, ценно настолько, насколько он кается, приносит внутреннее покаяние перед Богом, борется с грехом". То есть если человек проповедует Евангелие, строит церковь, делает добрые дела, несет служения, это все духовно ровно настолько, насколько он кается в грехах, смиряется перед Богом, осознает себя грешником и не приписывает себе никаких заслуг.

- Батюшка, но после того, как человек осознает, что он грешник, что делать дальше? Что значит приносить покаяние?

- Осознание себя грешником - только начало покаяния, потом нужно осознать глубину греха, его последствия. Очень многие живут нерадиво и, веруя в Бога, признавая, что все люди на земле грешны, не стремятся изменить свою жизнь только потому, что не осознают, какие за это их ждут наказания, что такое вечная мука, что они теряют, проводя греховную жизнь. А теряют они царство небесное. Такие люди предпочитают греховные удовольствия, отказываясь от радостей духовных.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что подверженный блудным грехам не способен к духовному наслаждению, к духовной радости, не способен воспринять благодать, увидеть духовную красоту, присутствие Божие в мире. Человек сам себя лишает этой красоты и гармонии, постепенно вообще теряет возможность восприятия Бога, формирует себя по образу и подобию дьявола. Поэтому после того, как грех осознан, нужно начать бороться с ним: исполнять заповеди, воспитывать противоположные грехам добродетели, бороться с помыслами, приступать к Таинству исповеди, рассказывать о своих грехах священнику, просить Бога о помощи, заниматься самоукорением; регулярно причащаться, если, конечно, не возбраняют тяжелые грехи.

При серьезной, строгой, внимательной духовной жизни грех начинает отступать, дьявол постепенно лишается своей силы, которую он приобрел, собственно, потому, что мы дали ему над собой власть, сами ему покорились, и теперь он требует: "Я тебе взаймы дал, возвращай мне". Если мы ничего не будем ему возвращать, а вспомним, что хотим быть рабами Божиими и попросим, чтобы Господь сделал нас таковыми, избавил нас от этого жестокого заимодавца, то Он обязательно вмешается, даст нам силы на борьбу с грехом, постепенно исторгнет из сетей дьявольских, пошлет нам благодатную силу через Таинства Церкви.

- Батюшка, разъясните подробнее, как и в чем нужно приносить покаяние?

- Покаяние рождается из жизни по Евангелию. Как чаще всего бывает? Человек проводит обычную мирскую жизнь, постепенно начинает понимать, что живет неправильно, желаемого достигнуть не может и что вообще это желаемое находится вовсе не там, где он раньше предполагал его найти. Может быть, кто-то за него помолился, и Господь по милости Своей показал этому человеку, что есть другая жизнь.

Он начинает задумываться, обращаться в молитве к Богу, если он верующий или имеет какие-то понятия о вере. Его посещает Божия благодать, и у него возникает настоящее понимание греха. Если до этого у него было некое абстрактное понятие о грехе как о чем-то недозволенном в нравственном отношении, то постепенно грех начинает осознаваться как оскорбление Божиего величия и нарушение законов, установленных Богом. Человек начинает бояться согрешить, понимает, что грех есть величайшее зло и главная причина его страданий.

Как говорит прп. Симеон Новый Богослов, исполнение евангельских заповедей научает нас нашей немощи. Чем более ревностно человек живет по евангельским заповедям, тем больше открывается ему его немощь, его падшая греховная природа, которая - еще раз повторим мысль святителя Игнатия - начинает противиться Евангелию. Картина греха начинает вставать перед его внутренними очами. И видя себя порабощенным грехом, бессильным перед его властью, игрушкой в руках дьявола, человек начинает вопить к Богу о помощи. Настоящая молитва - это вопль о помощи. И такая молитва действительно преклоняет небеса.

- По каким причинам в человеке может оскудевать покаяние? От чего вообще зависит преуспевание человека в делании покаяния?

- Это во многом зависит от ревности по Богу. Принесенное покаяние сообщает благодать, и благодать побуждает еще более ревностно искать истину и подвизаться ради нее.

А оскудевает покаяние, когда человек начинает проводить нерадивую жизнь, уже не так ревностно подвизается, как прежде, или, усваивая ложные мысли, ложное направление, ложное устроение, впадает в прелесть. Вместо видения своих грехов и раскаяния в них он принимает помыслы о своих якобы добродетелях и начинает превозноситься над другими, при этом считая, что Бог ему что-то должен за его добродетельную жизнь. За такую гордыню Божия благодать отступает.