Духовная жизнь начинается с покаяния

- Вообще до революции из староверия переходили в Православную Церковь через Миропомазание. Думаю вам лучше принять это Таинство, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3, 15).

- У нас в Санкт-Петербурге был приход святой преподобномученицы Елизаветы, который относился к Московской Патриархии. Но после трехлетнего перерыва храм вновь открылся, и теперь он относится к Российской православной церкви. Что это такое?

- Это секта. От Православной Церкви периодически отделялись разные организации, первая из них - Истинно православная церковь (ИПЦ), как будто прежде была не истинно Православная Церковь. Сначала они были связаны с Русской зарубежной церковью, но потом и с нею поссорились. В настоящее время существуют следующие

расколы: Российская православная автономная церковь (РПАЦ) так называемого Суздальского епископа Валентина Русанцева (а теперь уже и самопровозглашенного "митрополита"), Свободная русская православная церковь, Истинно православная церковь, Русская зарубежная православная церковь, которая почему-то имеет приходы на территории России, хотя по канонам этого быть не должно. По сути же все они - сектанты, потому что на раскол "не тянут", хотя бы по своей малочисленности.

Xодить в их храмы нельзя, молиться вместе с раскольниками нельзя, это грех, причащаться, принимать Таинства тем более нельзя, потому что это и не Таинства вовсе, а одна профанация. Святой Пахомий Великий сказал: "Грех раскола не смывается даже мученической смертью". К сожалению, храм, о котором Вы говорите, видимо, в силу каких-то событий оказался потерянным для Московской Патриархии.

Но если у вас есть возможность, то я бы не советовал занимать пассивную позицию. Вы можете что-то сделать: прежде всего, рассказывать своим знакомым о том, что это храм неистинный, что люди, захватившие его, - самозванцы. Может быть, стоит обратиться к местным властям и постараться вернуть храм в лоно Московской Патриархии.

- Я живу в Ницце и являюсь прихожанином Русской зарубежной церкви. Моя дочь левша, и один наш Владыка сказал, что можно креститься даже левой рукой. Но дочь ходит на катехизис в католическую школу - мы взяли на это согласие нашей православной церкви, - а там вообще крестятся другой рукой. Мой ребенок совершенно сбит с толку. Что вы посоветуете делать?

- Святые Отцы разрешали креститься левой рукой. Например, на вопрос ученика: что делать, если правая рука больная и невозможно перекреститься, святой преподобный Варсонофий Великий ответил, что в таком случае крестное знамение можно совершать левой рукой.

А по поводу посещения катехизиса у католиков хотелось бы заметить следующее. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что православному человеку нельзя читать неправославные книги: одна гибельная, неправильная, ложная мысль, усвоенная душой, может погубить душу. Поэтому никакое общение с еретиками невозможно. А в этой катехизаторской школе дети, наверное, еще и молятся вместе, что запрещено канонами.

У нас в России эта ситуация немыслима, я не знаю ни одного православного священника, который благословил бы посещать католическую катехизаторскую школу. Такое, наверное, возможно, пока Зарубежная церковь занимает известную позицию, не хочет с нами соединяться. Да, это вопрос серьезный, она имеет на это свои исторические причины, и я могу понять, что объединение - это длительный процесс, небезболезненный. Стремление к объединению и у мирян, и у иерархии Зарубежной церкви есть, есть оно и у Русской Православной Церкви, так что, думаю, это когда-нибудь произойдет.

Вы уж меня простите, но, мне кажется, то, что ваши епископы и священники благословляют ходить слушать катехизис к католикам, - это не совсем правильно. Да, вы живете в окружении западного мира. Но какая нужда слушать катехизис у католиков? Почему православный священник не может его преподавать?

У нас ситуация не легче, чем у вас: в школах невозможно услышать здравых понятий о Боге, там наблюдается полное смешение понятий: религиоведение и валеология. До сих пор Закон Божий там не преподается; если где-то и преподается, то педагоги в основном - люди еще коммунистической формации; священников же в школу приглашают редко, как правило, раз в несколько месяцев. Меня лично приглашали в школу только один раз. Я говорю об общеобразовательных школах. Другое дело - православные гимназии, коих, кстати, в Москве очень немного: два десятка на пятнадцать миллионов жителей.

У нас в России детей обучают Закону Божию в воскресных школах при храмах. То есть здравое учение преподается только в храме. Лично я никогда никого не благословил бы идти слушать катехизис в католическую школу. Считаю, что за это нужно просто снимать священный сан.

- Объясните, пожалуйста, такое место в Писании: "Когда приходят к вам в дом и не приносят сего учения, не принимайте таковых" (2 Ин. 1, 10).