Духовная жизнь начинается с покаяния

Если же мы как государство воспримем неправильный взгляд на вещи - в политике, в экономике, культуре, а главное, в религии, в области нравственности, то Россия не сможет быть православной. Она будет католической, мусульманской, западной, какой угодно, но не будет иметь никакого отношения к Святой Руси, потому что преемственность будет потеряна.

Господь и сохранил нас - хотя кто только не пытался нас уничтожить! - потому, что, несмотря на господствующую идеологию безбожия, несмотря на то, что большинство храмов было разрушено, русский народ все-таки сохранил христианскую православную нравственность, не потерял Православие как религию, подобно западным народам, которые сами себя называют "постхристианским обществом".

Можно ли молиться о умерших некрещеными?

- Часто спрашивают: как молиться дома за некрещеного умершего родственника? Можно ли читать канон мученику Уару?

- За умершего некрещеным молиться можно, потому что никто не имеет права лишать утешения человека, потерявшего родственника. Но в храме молиться за некрещеного нельзя, это можно делать только дома, вероятно, своими словами прося об облегчении его загробной участи. Потому что, согласно учению Церкви, без Крещения спастись невозможно. Евангелие говорит: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царство небесное (Ин. 3, 5). Все святые однозначно понимают эти слова как указание на Таинство Крещения.

Относительно мученика Уара можно сказать следующее: "учение" о том, что он вымаливает некрещеных и они спасаются - это самая настоящая ересь! Ввел ее в обиход митрополит Ленинградский Никодим (Ротов), который сам был человеком сомнительных взглядов, сторонником обновленчества, католичества и экуменизма; неслучайно, и умер он позорно - на приеме у римского папы.

В Минее за октябрь под 19 числом есть служба мученику Уару, которой пользуется за богослужением вся Православная Вселенская Церковь, и там нет ни слова о молитве за некрещеных. Однако после этой службы помещена иная, составленная митрополитом Никодимом (Ротовым), в которой и появляется это новшество. Она называется "Служба св. мученику Уару, иже о некрещеных родителех Клеопатры умоли".

В житии мученика Уара есть такой момент: раба Божия Клеопатра привезла к себе его мощи, потому что хотела иметь их в своем доме. Вскоре у нее умер сын, она стала роптать, но св. мученик явился ей в видении, держа ее сына на руках, и сказал: "Если хочешь, я тебе его отдам!" Но сын поведал ей, что ему очень хорошо, поэтому он не хочет возвращаться. И при этом мученик сказал Клеопатре, что уже отмолил ее сына, а теперь молится за ее родителей.

Так вот, из этого жития никак не следует, что родители Клеопатры были некрещеными! Она жила в христианской стране, там, где не было гонений. Почему же они должны были быть некрещеными? Нигде, ни в каких преданиях этого нет. Но есть сказки и слухи. Какими только сказками и слухами не обрастает религия!

Некрещеный не может спастись - так всегда учила Церковь! К сожалению, сейчас даже некоторые профессора богословия распространяют обратное мнение. Но оно неправославно, это ересь Оригена, осужденная еще Пятым Вселенским Собором, о чем мы уже говорили.

Конечно, можно понять тех, чьи родственники или дети умерли некрещеными. Им хочется надеяться на то, что они спасутся. Но все-таки нужно смотреть правде в глаза. Следовало позаботиться о Крещении детей, когда они были живы. Поэтому на этих родителях тоже лежит вина, в которой нужно каяться, иначе она не будет прощена.

Если принять мнение, что некрещеные могут спастись, то и христианство становится ненужным, потому что все христианство зиждется на Жертве Спасителя, принесенной на Кресте за спасение людей. А усваивается крестная Жертва Спасителя в Таинстве Крещения. Если Крещение необязательно хотя бы для кого-то, значит, оно может быть необязательным для всех, значит, необязателен и Крест Христов!

Зачем же Богу Отцу нужно было посылать Сына Своего Единородного на Крест, если можно было спасти людей по-другому? Но в том-то и дело, что по-другому их нельзя было спасти! Для того Господь и послал Сына Своего Единородного на Крест, чтобы Он искупил грехи мира и пострадал вместо нас, а мы потом, через нашу веру и Крещение, участие в Таинствах усвоили бы себе эту Жертву, Которая только одна может нас очистить и спасти.

Сколько бы мы ни каялись, мы никогда не сможем искупить наши грехи сами! Одна капля Крови Спасителя ценнее и дороже, чем весь мир! Если нас наказывать так, как мы заслужили, то жизнь на земле не могла бы продолжаться. Только в силу Крестной Жертвы Спасителя мир еще стоит, потому что Господь за нас распялся.