Духовная жизнь начинается с покаяния

Святитель Игнатий (Брянчанинов) замечает, что на Страшном Суде грешники будут считать себя праведниками, будут постоянно оправдываться и доказывать, что делали так, потому что по-другому было нельзя, и этим самооправданием себя осудят. А праведники, наоборот, признают себя грешниками, недостойными ни рая, ни Божией благодати, негодными исполнителями евангельских повелений, и это блаженное самоосуждение их спасет.

Некоторые не очень разумные люди пытались определить размеры ада. Они слышали, что он под землей, и стали считать, сколько миллиардов человек там сейчас живет, сколько еще будет жить, и, по их расчетам, все туда не поместятся. Но они забыли, что душа человека - это духовная субстанция, она никем пока не измерена и вряд ли вообще может быть измерена.

Ад - это тоже духовная субстанция. Если принять теорию относительности Эйнштейна о множественности миров, то ад находится в одном из миров; под землей или не под землей, над нами, под нами - мы этого не знаем. Есть многие вещи,

которые современной науке пока неизвестны, а ко времени Страшного Суда, наверное, наука уже откроет все, что нужно открыть, и мы узнаем то, что должны знать.

- Христос говорил: "Верующий в Сына Божия не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия" (Ин. 3, 18). Что здесь имеется в виду: мытарства или уже Страшный Суд?

- Церковь учит, что существует первый частный суд после смерти, когда решается, куда идет душа: в ад или в рай. В рай идут праведные души. Они свободно проходят мытарства и Ангелы возносят их в рай.

Души грешников на одном из мытарств претыкаются: выясняется, что грехов, которые на данном мытарстве истязуются, больше, чем добрых дел, которыми человек мог искупить совершенное им зло, и покаяния в этих грехах принесено не было. Душа низводится в ад, но оттуда она может быть выведена по молитвам Церкви, если человек был верующим, каялся, сожалел о грехах и есть на земле люди, которые о нем помнят, молятся, для которых он дорог.

Ведь если человек эгоист, о нем, как правило, никто не помнит и не молится. А за того, кто совершал какие-то добрые дела, близкие подают милостыню, просят священника принести бес-кровную Жертву за Божественной Литургией, пишут записки за упокой, а также молятся за него, и тогда такой человек может быть прощен Богом. Повторяю, что конечная участь - прощен человек или нет - будет определена на Страшном Суде.

Приведенные Вами словами Евангелия означают то, что человек, живший согласно вере, по евангельским заповедям, угодивший Богу, не подлежит суду, так как он исполнил всякую правду уже здесь, на земле. Он тоже проходит мытарства, но, поскольку был истинно верующим, праведником, ему простились немощи, которые он имел, ибо он искупил их своим покаянием. Его душа чистой приходит к Богу. Какой над таким человеком может быть произнесен суд, если он уже в своей жизни прошел все мытарства (один подвижник говорил, что нужно постараться еще при жизни пройти мытарства).

А неверующий предан греху. Святой Симеон Новый Богослов заметил, что всякий грех, даже самый маленький, есть неверие в Бога. Когда человек все время грешит, это говорит о том, что по-настоящему он в Бога не верит. Эти грехи вопиют перед Богом, Который слышит воздыхания всех обиженных или развращенных этим человеком. Каждый грех - оскорбление Бога. Человек сам себя осуждает своими грехами, ибо Господь говорит: И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин. 12, 47 - 48), т. е. нарушающий Слово Божие, преступающий заповеди Евангелия уже как бы произносит над собой суд.

О чем нам говорят праздники?

- Об основах нашей веры, о главных ее догматах, конечно же, нам напоминают праздники, установленные Православной Церковью, прежде всего Пасха, Рождество, день Святой Троицы. В чем их значение?

- Пасха - это доказательство самого великого догмата, в который мы веруем - догмата воскресения из мертвых. И весь праздник, по своему внутреннему содержанию и переживаниям, для нас, христиан, - именно сопереживание этого догмата. А началось все с Рождества Христова. Уже тогда стало совершаться то, что явилось приготовлением нашего спасения, совершенного на Голгофе. Поэтому Рождество Христово, то есть день рождения нашего Спасителя в мир, в земную жизнь, является для нас величайшим праздником. Не родился бы Он на земле, не было бы спасения.

- А что этот праздник, посвященный воспоминанию явления Спасителя в мир, может дать каждому конкретному человеку?