Духовная жизнь начинается с покаяния

Также один из "практических" плодов святости для нас - это отеческие творения, отеческое богословие, которое положено в основу Церкви.

Священное Предание, которое дали нам Святые Отцы, учит нас, как правильно понимать Евангелие, жить по нему, применять его к конкретным случаям жизни. В этом смысле святоотеческие писания незаменимы.

- Объясните, пожалуйста, почему Господа нашего все-таки назвали Иисусом, тогда как в книге пророка Исаии сказано: "Нарекут имя Ему Эммануил" (Ис. 7, 14).

- В Ветхом Завете Бог имеет много имен: Сущий, Аденаи, Иегова, - они отражают Его различные свойства. Поэтому и в том, о чем Вы спрашиваете, нет никакого противоречия. Имя Эммануил означает "с нами Бог". Это было древнее пророчество, которое раскрывало внутреннюю суть события. А Иисус - имя Богочеловека.

- Наверное, в пророчестве не может быть все сказано буквально.

- Бог должен явиться среди людей - вот в чем был смысл этого пророчества. Одно дело - Бог на небе, где-то далеко, а другое дело - Бог, принявший человеческую плоть, живущий среди людей, вкушающий вместе с ними пищу, называющий их Своими друзьями.

- Батюшка, а чему, например, нас может научить первый великий праздник, который следует за Пасхой, - Вознесение?

- В этот момент празднование Пасхи только закончилось, но она не совсем ушла, она памятна. И праздник Вознесения теснейшим образом связан с праздником Пасхи, поскольку Господь, побывав среди Своих учеников, напоив нас этой пасхальной светлой радостью, восходит теперь на небеса, оставив нам величайшее обетование: Вот, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). И эта радость праздника есть как бы продолжение Пасхи.

- А что нужно делать для того, чтобы Христос действительно пребывал с нами до скончания века?

- Мы должны сохранять верность Христу, соблюдать заповеди Божии, т. е. то учение, которое Он оставил нам в святом Евангелии. Тогда исполнятся все Божии обетования, и Господь будет нас ждать там - в вечной жизни.

- Батюшка, пребывание рядом с Господом, ничем нельзя заменить. Почему же Господь благоволил только три года общаться со Своими ученикам, а потом их духовное преуспеяние совершалось без личного общения с Ним?

- Господь сказал: Истинно говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16,7). Когда Господь был с учениками здесь, на земле, Он назидал их с помощью слова и личного примера; действие благодати было как бы ограничено. Когда Господь вознесся на небеса, в день Святой Пятидесятницы на апостолов излилась благодать во всей полноте. Это был день основания Церкви во всеми полноте, с ее Таинствами, день торжества благовестия миру. А Господь всегда остается с нами, в Святом Духе у нас сохранилось единение с Господом, особенно когда мы причащаемся Святых Христовых Таин.

О радости святых праздников

- Почему именно на Пасху ощущается какая-то ни с чем не сравнимая радость?