Духовная жизнь начинается с покаяния

Духовные отношения бывают у нас с духовным отцом или с братьями и сестрами во Христе, тогда, когда мы беседуем с ними о Боге, когда мы помогаем друг другу познавать Бога и исполнять Божии заповеди, когда в человеке мы прежде всего ищем его духовную сторону, то есть добродетель, обращаем на нее внимание, стараемся назидаться его добродетельным, христианским поведением, его рассуждениями о Боге, его советами.

А когда человек, например, умеет хорошо играть на гитаре или много знает из разных областей науки, - это его душевные качества и достоинства. Культура, искусство - душевны. Но поскольку душа по природе христианка, в культуре, в искусстве часто отражается поиск человеком Бога, и тогда в его творчестве звучат христианские, духовные нотки, например, в творчестве Ф.М. Достоевского: все его положительные герои - хорошие христиане, потому что сам Достоевский был настоящий христианин. Есть и другие писатели, художники, музыканты, ученые, которые свое творчество, свою научную работу посвящали поискам Бога, в частности, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который был и архипастырем, и в то же время профессором медицины, лауреатом Государственной премии.

Как из душевного человека стать духовным? Мне очень нравятся слова Ф.М. Достоевского о том, что настоящий русский человек - обязательно православный, а русский человек без Бога - хуже зверя. Так, наверное, можно сказать о любом человеке, не только русском.

Человека можно назвать человеком в полном смысле слова тогда, когда в нем раскрылась духовная природа и соединилась с Богом, когда все в нем освящается идеей богоугождения. Если же этого нет, самый гениальный, самый красивый, самый добрый человек неполноценен, потому что без Бога полноценным человек быть не может: он не самобытное существо, а свое бытие, свою жизнь черпает в Боге и только в Боге.

Искусства, науки, других увлечений, даже семьи, недостаточно для того, чтобы жить полноценной жизнью, потому что не будет самого главного - Господа. Когда же человек находит Бога и начинает служить Ему, то вся остальная его жизнь: семья, работа, творчество, увлечения, отдых - одухотворяются Божией благодатью, он во всем видит Бога, во всем служит Богу и ест ли, или пьет, - он все творит во славу Божию (см. 1 Кор. 10, 31).

- А что в человеке относится к области духа?

- Любое проявление религиозности в человеке относится к духовной жизни. Если даже человек считает себя неверующим, все равно он - существо духовное, образ Божий, и в нем могут проявляться духовные качества, например: совесть, чувство справедливости, поиски смысла жизни, чего-то высшего, неудовлетворенность земным, стремление к вечному, надмирному.

До Крещения человек тоже образ Божий, но он еще не освящен благодатью, в нем все душевно, в лучшем случае в нем есть стремление к духовному. Но в крещеном православном, верующем человеке, который старается жить духовной жизнью, то есть по евангельским заповедям, Дух Святой прямо дает о Себе знать Своими проявлениями, в нем живет благодать Божия и постепенно преображает его душу, дух и тело. Тогда и можно говорить о духовности, то есть о постепенном преображении человека.

У Святых Отцов Церкви можно найти размышления об обожении человека, то есть о том, что если Господь Иисус Христос - Богочеловек, то человек должен стать человекобогом. В псалмах Давида есть такая строчка: Я сказал: "Вы боги и сыны Вышнего все" (Пс. 81, 6). То есть нормальное состояние человека - это обожение, когда он с помощью Божией благодати, которую он стяжает жизнью по евангельским заповедям, востекает к Богу, соединяется с Ним так, что разъединить их уже никто и ничто не сможет.

- Святитель Игнатий (Брянчанинов) также обращает внимание на тот факт, что слово "духовность" часто употребляется не по назначению. Он говорит, что духовным можно назвать того человека, который непосредственно водится Духом Божиим, то есть человека святого. А что тогда можно сказать об остальных христианах: духовны ли они хоть в какой-то мере и может ли духовность быть "в какой-то мере?"

- Может. По словам преподобного Макария Великого, бывает так, что благодать Божия восемь частей человека освятит, а две части остаются неосвященными, и человек считает себя духовным. На самом деле он еще не совсем духовен, а как бы частично; когда же благодать Божия освятит весь состав человека: и дух, и душу, и тело, - тогда он становится полностью духовным.

Человек постепенно стяжает благодать Духа Святаго - не в одночасье, не за один день, не за один раз. Евангельская притча говорит о том, что царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля производит сначала зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва (Мк. 4, 28 - 29), т. е. нужно время на то, чтобы произошел духовный рост человека. Поэтому в православной аскезе есть такие понятия, как новоначальный христианин, преуспевающий христианин и совершенный христианин. Но между этими ступеньками тоже есть много делений.

Считается, что в древности христиане были более духовными, чем сейчас: мы не получили освящения в той мере, у нас нет тех благодатных дарований, которые имели Отцы древности и которыми были наделены все христиане в апостольский век, в век мучеников, в золотой век, т. е. в первые века, монашества. Прежде всего, ослабло наше произволение. Господь в Евангелии вопрошает: Сын Человеческий, когда придет, найдет ли веру на земле (Лк. 18, 8)? В наше время духовность оскудевает.

Но были, есть и будут люди, которые стяжали духовное совершенство, то есть святые, хотя их всегда было немного. Церковь по своей сути - Святая, Соборная и Апостольская, и славна своими святыми, которые жили, исполняя евангельский закон. Мы не можем исполнить этот закон,