Духовная жизнь начинается с покаяния

Поэтому, хотя Господь и знает заранее, кто спасется, а кто нет, Он, делает все для спасения каждого человека, поскольку Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Он любит Свое создание и не может не заботиться о нем, подобно тому, как мать, даже если ее ребенок преступник, даже если он обижает и оскорбляет ее, любит его и заботится о нем как может. Это любовь Божия к Своему творению и забота о его спасении - тоже одно из свойств Божиих. А то, что некоторые люди отвергают Божию заботу, - их злая воля. Они погибнут, потому что не захотели потрудиться, предпринять подвиг спасения и достигнуть его с Божией помощью.

Думаю, что спасение зависит и от Бога, и от нас. Мы сами себя спасти не можем, так же, как утопающий, сам себя вытаскивая за волосы, мало в чем преуспеет. Господь спасает гибнущего человека тогда, когда человек сам этого хочет и сам помогает Богу себя спасти. Тогда при обоюдном действии - Божием и человеческом - и происходит спасение.

О святых догматах и канонах церковных

- Батюшка, а теперь позвольте перейти к вопросам, касающихся некоторых догматов веры. Господь Иисус Христос открыл нам: "Я и Отец - одно; видевший Меня видел Отца" (Ин. 10, 30; 14, 9). Когда мы говорим: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа", - не разделяем ли мы тем самым Лица Святой Троицы? И есть ли какое-то отличие между Богом Отцом и Богом Сыном?

- Мы верим в Святую Троицу, в Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа. Это Три Ипостаси Единого Бога. Они нераздельны и неслиянны. Это тайна, и постичь ее разумом невозможно.

Однажды, когда блаженный Августин молился Господу о том, чтобы Он открыл эту тайну, то ему было такое видение: мальчик на берегу океана сделал маленькую ямку и раковинкой переливал в нее воду. Святой Августин подошел и сказал: "Что ты делаешь?" А мальчик ему ответил: "Я пытаюсь этот океан перелить в эту маленькую ямочку". И когда блж. Августин воскликнул: "Но это же невозможно!" - мальчик ответил, что, хотя это действительно невозможно, но более реально, чем постигнуть тайну Святой Троицы, ибо это не под силу ограниченному человеческому уму. Затем мальчик исчез. Святой Августин понял, что видел Ангела Божия, посланного к нему для вразумления.

Православное богословие подробно рассматривает этот вопрос, но все равно для того, чтобы хотя бы приблизиться к этой тайне, нужно осенение Божией благодатью. А потому мы просто верим в Триединого Бога.

class="postLine">Если есть желание, можно почитать, что писали о Святой Троице великие учителя Церкви: святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и другие. Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский, в споре с агарянами привел такое сравнение: солнце имеет солнечный диск, который излучает свет и от которого исходит тепло, и это все - единое солнце. Нет тепла и света без диска. Сам солнечный диск - это образ Отца; свет - это образ Сына, а тепло - это образ Духа Святого.

Что касается вопроса о различии Бога Отца и Бога Сына, то можно сказать следующее. Христос - Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Богочеловек. Бог Сын принял от Пресвятой Девы Марии человеческую плоть и, оставаясь совершенным Богом, стал совершенным Человеком. Таким

образом, Богочеловек - это воплотившийся Бог Сын. Опять-таки эти два естества, человеческое и Божеское, не слились между собой, но просто пребывают едино. У Христа осталась человеческая воля, которая совершенно подчинила и покорила себя воле Божией, и человеческая плоть, и человеческий дух, и душа, причем они не слились с Божественной ипостасью.

Итак, Бог Отец - это одно, Бог Сын - это другое, Святой Дух - это третье, но все Три: и Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Святой Дух - Ипостаси Единого Бога, Пресвятой Троицы.

- В трехтомной толковой Библии под редакцией А. Лопухина достаточно аргументировано говорится о том, что явление Ангелов Аврааму не было явлением Пресвятой Троицы, что там было только Второе Лицо Пресвятой Троицы, а два других Ангела - как бы служебные, которые потом пошли в Содом, а Господь остался беседовать с Авраамом. В то же время мы знаем, что в православной иконографии именно явление Ангелов Аврааму изображает Пресвятую Троицу. Есть ли по этому поводу общецерковное каноническое мнение?

- Это достаточно сложный богословский вопрос. Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева изображает трех Ангелов. В таком виде она вошла в иконографию, и один из соборов Русской Православной Церкви принял постановление о том, чтобы писать иконы так, как писал преподобный Андрей Рублев.

По толкованию Святых Отцов, Сам Бог явиться не мог, потому что Бог невидим, человек не может Его лицезреть, "на Него не смеют чины Ангельстии взирати". Поэтому в виде Ангелов явилась не Сама Троица. Это был символ, образ, три Ангела символизировали Три Лица Пресвятой Троицы. Уразумел ли это Авраам, я не знаю, поскольку тайна Пресвятой Троицы открылась после Боговоплощения, но Авраам был великий пророк, и, может быть, ему тоже это было открыто.