Духовная жизнь начинается с покаяния

Если человек идет по дороге и все время смотрит на небо, то непременно споткнется, упадет и разобьет себе нос. Когда же он смотрит под ноги, то обходит препятствия, камни, лежащие на пути, канавы. Иногда надо поднимать глаза и смотреть, куда ты идешь, чтобы не зайти не в ту сторону, но смотреть не на небо, а перед собой.

Так и в духовной жизни: с одной стороны, нужно знать, что цель жизни христианина - стяжание благодати Духа Святаго, а с другой стороны, нужно видеть конкретную, ближайшую цель - научиться видеть свои немощи, недостатки и грехи. Время от времени нужно поднимать взор и смотреть, куда мы идем, в какую сторону, сверяясь, как бы по компасу, по отеческим писаниям, чтобы не заблудиться и не погибнуть.

- То есть ставить себе такую цель - не съесть, например, кусок хлеба или что-то сделать для того, чтобы сейчас же, немедленно получить благодать, - это прелесть?

- Желание немедленно получить благодать, по святителю Игнатию, это прелесть. Человек считает себя достойным благодати, рвется изо всех сил, из кожи вон лезет, а получает не благодать, а дьявольское действие, - как правило, прелесть. Правильное же устроение - со смирением предаться в руки Божии. Ведь не от наших усилий зависит получение благодати, а от Бога.

Сам помысл: "Вот, это во мне благодать, это во мне что-то хорошее" - это уже проявление гордости. Об этом много говорит преподобный Макарий Великий.

- В Послании апостола Иоанна, мы находим такие строки: "Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучения. Боящийся несовершен в любви" (1 Ин. 4, 16, 18). Как надо понимать эти слова? Ведь многие Отцы говорят, что обязательно должен присутствовать страх Божий. И второй вопрос. Святитель Игнатий (Брянчанинов), рассматривает смирение ложное и смирение истинное. Скажите, пожалуйста, как научиться истинному смирению?

- Попробую объединить ответы на эти два вопроса.

Пребывающий в любви пребывает в Боге. Господь говорит в Евангелии от Иоанна: "Любящий Меня заповеди Мои исполнит" (см. Ин. 15, 10). Поэтому единственный для нас способ стяжать любовь и пребывать в любви - это познать евангельские заповеди и стараться жить по ним. Любя Бога, будем стараться исполнить Его святую волю. Когда же мы, исполняя заповеди, приблизимся к Богу, придет Божия благодать и научит нас настоящей, подлинной любви, покажет нам милосердие Божие.

Человек перестает бояться Бога тогда, когда он становится праведным. Мы же - грешники, и нам нужно трепетать и бояться Бога. Нам приличнее каяться в грехах и стараться исполнять заповеди. Когда придет Божия благодать, освободит нас от бремени наших грехов, приблизит к себе, тогда мы будем пребывать в любви, и она изгонит страх. Пока же наша любовь несовершенна. Она выражается в желании жить по заповедям. Господь принимает и такую любовь, при условии, что мы будем духовно трудиться.

Смирение же является следствием делания заповедей. Преподобный Исаак Сирин говорит, что только тогда можно назвать человека имеющим совершенное смирение, когда он имеет все добродетели. А как можно стяжать добродетели? Опять-таки исполняя евангельские заповеди. Часто человек считает, что имеет смирение, - ходит, склонив нос вниз. А на самом деле он так же чужд смирения, как и других добродетелей. Это лжесмирение.

По-настоящему смиренный человек никогда и помыслить не может о себе, что он смиренный, но постоянно видит свои грехи, свою гордыню, кается, считая себя страшным грешником, боится Бога и Божиих наказаний, плачет о своих грехах пред Ним. Таким образом его смирение лишь умножается. Это - истинное смирение. Когда же человек считает себя смиренным, - это помыслы тщеславия.

- Спаситель говорит ученикам: "Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей", и т. д. (Мк. 16, 17). Для кого это сказано: для учеников или для всех тех, кто уверовал? Ведь мы не можем этого сделать.

- Есть разные степени веры, которые зависят от жизни человека, от его произволения, то есть разные степени понимания и исполнения евангельских заповедей. Когда человек ищет Бога, не удовлетворяясь земной жизнью, хотя, может быть, еще очень мало знает о Боге, его уже трудно назвать неверующим, он тянется к Богу, и это происходит при помощи благодати. Священное Писание говорит: "Глупцу, вопросившему о мудрости, это вменится в мудрость".

Но одно дело - уверовать в Бога, другое дело - стать христианином, третье - воцерковиться, начать участвовать в Таинствах, четвертое - начать служить в Церкви или принять монашество. Свя-титель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что суть монашеской жизни заключается в тщательном изучении и ревностном исполнении евангельских заповедей. Настоящий, полноценный христианин - тот, кто живет Евангелием.