Духовная жизнь начинается с покаяния

Если есть желание, можно почитать, что писали о Святой Троице великие учителя Церкви: святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и другие. Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский, в споре с агарянами привел такое сравнение: солнце имеет солнечный диск, который излучает свет и от которого исходит тепло, и это все - единое солнце. Нет тепла и света без диска. Сам солнечный диск - это образ Отца; свет - это образ Сына, а тепло - это образ Духа Святого.

Что касается вопроса о различии Бога Отца и Бога Сына, то можно сказать следующее. Христос - Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Богочеловек. Бог Сын принял от Пресвятой Девы Марии человеческую плоть и, оставаясь совершенным Богом, стал совершенным Человеком. Таким

образом, Богочеловек - это воплотившийся Бог Сын. Опять-таки эти два естества, человеческое и Божеское, не слились между собой, но просто пребывают едино. У Христа осталась человеческая воля, которая совершенно подчинила и покорила себя воле Божией, и человеческая плоть, и человеческий дух, и душа, причем они не слились с Божественной ипостасью.

Итак, Бог Отец - это одно, Бог Сын - это другое, Святой Дух - это третье, но все Три: и Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Святой Дух - Ипостаси Единого Бога, Пресвятой Троицы.

- В трехтомной толковой Библии под редакцией А. Лопухина достаточно аргументировано говорится о том, что явление Ангелов Аврааму не было явлением Пресвятой Троицы, что там было только Второе Лицо Пресвятой Троицы, а два других Ангела - как бы служебные, которые потом пошли в Содом, а Господь остался беседовать с Авраамом. В то же время мы знаем, что в православной иконографии именно явление Ангелов Аврааму изображает Пресвятую Троицу. Есть ли по этому поводу общецерковное каноническое мнение?

- Это достаточно сложный богословский вопрос. Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева изображает трех Ангелов. В таком виде она вошла в иконографию, и один из соборов Русской Православной Церкви принял постановление о том, чтобы писать иконы так, как писал преподобный Андрей Рублев.

По толкованию Святых Отцов, Сам Бог явиться не мог, потому что Бог невидим, человек не может Его лицезреть, "на Него не смеют чины Ангельстии взирати". Поэтому в виде Ангелов явилась не Сама Троица. Это был символ, образ, три Ангела символизировали Три Лица Пресвятой Троицы. Уразумел ли это Авраам, я не знаю, поскольку тайна Пресвятой Троицы открылась после Боговоплощения, но Авраам был великий пророк, и, может быть, ему тоже это было открыто.

В православной иконописной традиции и в православном Предании принято это явление признавать за символическое, прообразовательное явление Святой Троицы.

Более явственным образом Пресвятая Троица открылась во время Крещения Господня: Святой Дух сходил в виде голубя на Богочеловека Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, и был глас с небес: Вот Сын Мой возлюбленный (Мф. 3, 17).

Однако Церковь не установила в этот день праздника Святой Троицы; она назвала его праздником Крещения, или Богоявления. А праздник Святой Троицы установлен в день сошествия Святого Духа на апостолов. В то же время есть еще и особо празднуемый день Святого Духа, в понедельник после дня Святой Троицы. Такова литургическая традиция Церкви. То же можно сказать и о символе изображения Святой Троицы - трех Ангелах, явившихся Аврааму. А традиция, Предание Церкви более значимо, чем частное богословское мнение Александра Лопухина.

- Может быть, правильнее было бы сказать, что Святая Троица явилась в образе Ангелов, ведь все-таки с Авраамом разговаривал Бог, а не Ангелы.

- Он разговаривал через Ангела, Бог не может принять никакого образа, Он воплотился только один раз - Бог Сын, Иисус Христос, а все остальное было прообразовательно. Бог невидим, Он выше всякого образа, всякого существа, поэтому явились именно три Ангела. Но они собой символизировали Святую Троицу, были устами Божиими; в этом смысле и говорится, что Бог разговаривал с Авраамом через Ангелов.

- В Евангелии мы читаем, что Господь дунул и сказал ученикам: "Примите Духа Святого" (Ин. 20, 22). Каким образом это сочетается с православным представлением о том, что Святой Дух исходит от Отца?

- Иисус Христос - Богочеловек, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог Сын, принял человеческую плоть, но через Него действовал Бог Отец, поэтому, как сказано в Евангелии, видевший Сына видел и Отца (см. Ин. 1, 18; 5, 19), и действие Сына - это некоторым образом действие и Отца. Поэтому, когда Господь дунул и сказал: Примите Духа Святого, - это Бог Отец через Своего Сына послал Святого Духа и Он сошел на апостолов. Никакого противоречия ни православным догматам, ни Символу веры здесь нет.